ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Телефон:
Главная \ Каталог \ Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?

Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?

Юрист
В наличии
Поделиться
Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?
Артикул: нет
Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?
Количество:
-
>
Купить в 1 клик

Консультация предоставлена 16.01.2020 г.

 

Каков порядок реорганизации муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное предприятие?

 

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При этом ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Согласно п. 8 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Как следует из п. 2 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в том числе в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных данным Законом или иными федеральными законами случаях. В частности, из п. 1 ст. 34 Закона N 161-ФЗ следует, что унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.

Анализ приведенных норм, а также иных положений гражданского законодательства, посвященных реорганизации юридических лиц и правовому положению унитарных предприятий и бюджетных учреждений, позволяет выделить следующие основные этапы такого преобразования.

 

1. Принятие решения о реорганизации

 

В силу буквального толкования п. 1 ст. 34 Закона N 161-ФЗ решение о реорганизации принимается собственником имущества унитарного предприятия, полномочия которого в отношении муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ и ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Приведенные нормы в совокупности с отсутствием в федеральном законодательстве положений о порядке принятия соответствующего решения свидетельствуют о том, что как конкретный орган местного самоуправления, принимающий решение о реорганизации МУП в форме преобразования, так и порядок принятия такого решения устанавливаются нормативными актами того муниципального образования, которое выступает собственником имущества МУП. На это указывают и положения п. 2 ст. 34 Закона N 161-ФЗ. К сожалению, нормативного акта, регулирующего данный вопрос в муниципальном образовании, указанном в вопросе, нам обнаружить не удалось.

Вместе с тем следует помнить, что п. 2 ст. 34 Закона N 161-ФЗ предусматривает также определенные общие требования к содержанию указанного решения. В частности, в нем должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.

 

2. Подача в регистрирующий орган уведомления о реорганизации

 

В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Данное правило согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, действует и в отношении реорганизации, проводимой в форме преобразования, несмотря на то, что положения п. 5 ст. 58 ГК РФ говорят о неприменении норм ст. 60 ГК РФ к этой форме. Кроме того, требование о подаче такого уведомления закреплено и в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Соответствующее уведомление подается в ФНС по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@), за подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Уведомлять о реорганизации иные органы не требуется.

 

3. Уведомление кредиторов унитарного предприятия

 

Вопрос о необходимости уведомления кредиторов МУП о проводимой реорганизации в форме преобразования в настоящее время окончательно не разрешен. С одной стороны, положения п. 5 ст. 58 ГК РФ устраняют такую необходимость для данной формы реорганизации, а норма ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), изложившего указанный пункт в действующей ныне редакции, говорит о том, что применение иных законов возможно только в части, не противоречащей этой редакции. С другой стороны, уже упоминавшийся п. 8 ст. 113 ГК РФ по вопросу о порядке реорганизации унитарных предприятий напрямую отсылает нас к Закону N 161-ФЗ, придавая таким образом нормам этого закона специальный характер по отношению к нормам ГК РФ. А в свою очередь, положения п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ предусматривают обязательность письменного уведомления о реорганизации всех кредиторов унитарного предприятия и публикацию информации об этом в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. При этом в силу п. 8 ст. 29 Закона N 161-ФЗ доказательства такого уведомления должны быть представлены в регистрирующий орган для регистрации вновь возникающего в результате реорганизации юридического лица.

В связи с изложенным в рассматриваемом случае МУП рекомендуется уведомить о принятом решении о преобразовании всех известных ему кредиторов в письменной форме индивидуально (направив письмо по почте с уведомлением о вручении), а также произвести соответствующую публикацию в Вестнике государственной регистрации. Такие уведомления и публикация должны быть произведены не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о МУПе, о форме реорганизации, о создаваемом в результате реорганизации учреждении, а также приводится описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований.

 

4. Утверждение необходимых документов

 

По смыслу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) собственник имущества унитарного предприятия должен утвердить устав бюджетного учреждения, создаваемого в результате преобразования.

Утверждение передаточного акта, равно как и его составление, при проведении реорганизации в форме преобразования ни ст. 58 ГК РФ, ни Законом N 161-ФЗ не предусмотрено. Причем из п.п. 20 и 24 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н, а также из разъяснений ФНС России следует, что передаточный акт предоставляется на государственную регистрацию при реорганизациях в форме выделения и разделения; при реорганизации в иной форме предоставление передаточного акта в регистрирующий орган не является обязательным, поскольку противоречит положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (смотрите письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@, разъяснения на официальном сайте ФНС России, информацию ФНС России от 13.02.2017).

Вместе с тем законодательство не запрещает составить данный документ в добровольном порядке по инициативе унитарного предприятия.

 

5. Представление документов на государственную регистрацию юридического лица, созданного в результате преобразования

 

После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@;

- учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

- документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 рублей - пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

- подпунктом "ж" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.

Отметим, что по смыслу п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ вышеназванные документы могут быть представлены в регистрирующий орган не ранее чем после истечения 30-дневного срока, исчисляемого с момента уведомления кредиторов о реорганизации и установленного для заявления ими требований к МУП.

В заключение особо подчеркнем, что на порядок регистрации такой некоммерческой организации, как бюджетное учреждение, положения ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ не распространяются (п. 4.1 ст. 1 этого Закона).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

 

Все юридические консультации


Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
Россия, 192019
Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-911
Телефон
Яндекс.Метрика G-ND7V6E2ZX2
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su