ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Телефон:
Главная \ Бесплатные консультации \ Бухгалтерский учет \ Возможность установления МУП критерия существенности для отнесения затрат на капитальный ремонт основных средств к капитальным вложениям

Возможность установления МУП критерия существенности для отнесения затрат на капитальный ремонт основных средств к капитальным вложениям

Муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП или предприятие) находится на УСН. МУП осуществляет деятельность по обеспечению работы линий наружного освещения города и светофорных объектов. Сети наружного освещения и светофорные объекты (далее - обобщенно Сети) находятся в хозяйственном ведении предприятия. Сети являются объектами основных средств (ОС) предприятия и учитываются на счете 01 "Основные средства". В рамках своей деятельности предприятие проводит текущий и капитальный ремонт объектов ОС.

Может ли МУП установить критерий существенности для стоимости проводимых капитальных ремонтов сетей (в том числе отвечающих критериям отнесения к капитальным вложениям согласно п. 6 ФСБУ 26/2020) и учитывать затраты на ремонт как текущие при условии, что стоимостной предел не превышен?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Полагаем, что в бухгалтерском учете решение о включении тех или иных расходов в первоначальную стоимость ремонтируемого объекта основных средств (или принятии к учету отдельного объекта ОС) МУП необходимо принимать самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств и положений учетной политики. При этом:

- затраты на текущий ремонт основных средств (кроме ОС, используемых при осуществлении капитальных вложений) не включаются в состав капитальных вложений, а признаются текущими расходами периода, в котором они понесены;

- затраты на капитальный ремонт, являющиеся существенными по стоимости, следует учитывать в составе капитальных вложений, увеличивающих первоначальную стоимость ОС. Если расходы на капитальный ремонт объекта ОС несущественны, то их можно отнести к текущим затратам.

Критерий существенности МУП следует установить самостоятельно и закрепить в учетной политике.

 

Обоснование позиции:

С 1 января 2022 года обязательными к применению являются федеральные стандарты, утвержденные приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н:

- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020);

- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (далее - ФСБУ 26/2020).

ФСБУ 6/2020 предусматривает, что существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами (п. 10 ФСБУ 6/2020). Аналогичным образом, в п. 18 ФСБУ 26/2020 говорится, что капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, считаются основными средствами. Таким образом, с начала применения ФСБУ 6/2020 учитывать данные затраты необходимо на счете 01 "Основные средства". При этом ФСБУ 26/2020 не конкретизирует, затраты на какой именно вид ремонта (текущий или капитальный) следует включать в капитальные вложения.

Между тем в соответствии с положениями ФСБУ 26/2020 улучшение и восстановление объекта основных средств может осуществляться в виде достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, замены частей, ремонта, технического осмотра, технического обслуживания (подп. "ж" п. 5 ФСБУ 26/2020). Согласно п. 24 ФСБУ 6/2020 сумма капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объекта ОС после их окончания, увеличивает первоначальную стоимость такого объекта. Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов ОС (п. 5 ФСБУ 26/2020).

При этом в капитальные вложения не включаются (п. 16 ФСБУ 26/2020):

- затраты, понесенные до принятия решения о приобретении, создании, улучшении и (или) восстановлении объектов основных средств;

- затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт (за исключением случая, указанного в подп. "г" п. 10 ФСБУ 26/2020);

- затраты на неплановые ремонты основных средств, обусловленные поломками, авариями, дефектами, ненадлежащей эксплуатацией;

- затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией процесса осуществления капитальных вложений (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины);

- затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;

- управленческие расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием, улучшением и (или) восстановлением основных средств;

- расходы на рекламу и продвижение продукции;

- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления основных средств.

Проанализировав нормы новых стандартов об учете основных средств и капитальных вложений, можно сделать вывод, что существенные по величине затраты на капитальный ремонт объектов ОС следует включать в состав капитальных вложений.

Специалисты Минфина России также разъясняют, что существенные по величине затраты на проведение ремонта, технического осмотра, а также технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, являются самостоятельными инвентарными объектами вне зависимости от стоимости и срока полезного использования объектов ОС, в отношении которых осуществлены данные затраты (письмо Минфина России от 15.04.2022 N 07-01-07/33521). При этом признание инвентарным объектом части (частей) одного объекта ОС, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, осуществляется организацией применительно к объектам основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями, а также отдельным конструктивно обособленным предметам или обособленным комплексам конструктивно сочлененных предметов.

В случае, если затраты на капитальный ремонт являются несущественными для предприятия, то оно может принять решение не включать данные суммы в капитальные вложения, а учитывать их как текущие затраты. На наш взгляд, решение о включении тех или иных расходов в первоначальную стоимость ремонтируемого объекта МУП необходимо принимать самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств и положений учетной политики.

Можно сделать следующие выводы:

- затраты на текущий ремонт основных средств (кроме ОС, используемых при осуществлении капитальных вложений) не включаются в состав капитальных вложений, а признаются текущими расходами периода, в котором они понесены;

- затраты на капитальный ремонт, являющиеся существенными по стоимости, следует учитывать в составе капитальных вложений, увеличивающих первоначальную стоимость ОС. Если расходы на капитальный ремонт объекта ОС несущественны, то их можно отнести к текущим затратам.

Стоимостного критерия для отнесения имущества к объектам основных средств в бухгалтерском учете нет. МУП может принять решение не применять Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками основного средства, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах, то есть малоценных активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). Затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией. С 2022 года в соответствии с ФСБУ 6/2020 ограничения по установлению лимита снимаются, т.е. МУП может самостоятельно выбирать лимит стоимости объектов ОС или совокупности затрат (существенных расходов на проведение капитальных ремонтов или техническое обслуживание ОС), которые будут представлены в отчетности в составе капитальных вложений или основных средств.

В связи с этим полагаем, что формулировки ФСБУ 6/2020 и выданные негосударственным регулятором разъяснения этого стандарта не устанавливают запрет на установление самостоятельного лимита для активов и признаваемых самостоятельными объектами ОС затрат на проведение ремонта (пп. 4, 5, 10 ФСБУ 6/2020).

Также, исходя из предпоследнего абзаца Основ для выводов Рекомендации Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" 29.03.2021), следует возможность пересмотра ранее принятых решений. Что касается непосредственно определения лимита для ремонта, то в этой же рекомендации сообщено: соответствие активов установленному организацией лимиту стоимости может определяться никак иначе, кроме как оценочное значение, исходя из предполагаемой суммы затрат организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление рассматриваемых активов и предполагаемых значений показателей бухгалтерской отчетности, в соотношении с которыми организация устанавливает лимит стоимости.

По капитальным ремонтам уровень существенности может быть установлен:

- в процентной доле затрат на капитальный ремонт к первоначальной стоимости ремонтируемого объекта основных средств;

- в процентной доле затрат на капитальный ремонт к первоначальной либо балансовой стоимости соответствующей группы основных средств;

- в виде стоимостного критерия, определяемого для однородной группы основных средств (смотрите Рекомендацию Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-51/2014-ОК Маш "Затраты на капитальный ремонт основных средств", принятую 19.08.2014).

Критерий существенности МУП следует установить самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

 

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами системы ГАРАНТ:

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет ремонта и содержания основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств;

- Вопрос: Особенности бухгалтерского учёта существенных затрат по капитальному ремонту малоценных основных средств (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.);

- Вопрос: Определение уровня существенности для списания затрат при ремонте ОС в соответствии с ФСБУ 06/2020 "Основные средства" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.);

- Вопрос: Учет затрат на дорогостоящий капитальный ремонт объекта основных средств на основании ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Буланцов Михаил

 

Ответ прошел контроль качества

21 декабря 2022 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вы можете получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ.

 

Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
Россия, 192019
Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-911
Телефон
Яндекс.Метрика G-ND7V6E2ZX2
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su