Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?
Мы нашли выход!
|
Консультация предствалена 21.04.2016 года
Организация создана в форме товарищества собственников жилья. В организации работают только совместители, поэтому в расчёте по форме 4-ФСС, который представлялся в территориальный орган ФСС России на бумажном носителе, в поле "Среднесписочная численность работников" было указано значение "0". Территориальный орган ФСС России отказывается принимать расчет по форме 4-ФСС.
Правомерен ли отказ территориального органа ФСС России?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время имеют место два подхода к подсчету среднесписочной численности при заполнении Расчета по форме 4-ФСС.
Формальный подход предполагает, что понятие "среднесписочная численность работников" следует использовать в том значении, которое содержится в Указаниях по заполнению форм П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м), утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 N 428, при котором внешние совместители не включаются в расчёт среднесписочной численности работников (ССЧ).
При применении второго подхода в том случае, когда в организации работают только внешние совместители, в поле "Среднесписочная численность работников" формы 4-ФСС заявляется величина показателя средней численности внешних совместителей.
Обоснование позиции:
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) и порядок заполнения формы (далее - Порядок заполнения формы 4-ФСС) утверждены приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59.
Согласно п. 5.14 Порядка заполнения формы 4-ФСС в поле "Среднесписочная численность работников" указывается среднесписочная численность работников, рассчитанная в соответствии с утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению (часть 4 ст. 6 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2012, N 43, ст. 5784) (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ)) на отчетную дату.
При этом Порядок заполнения формы 4-ФСС не устанавливает правила расчета среднесписочной численности работников для целей заполнения формы 4-ФСС.
В части 4 ст. 6 Федерального закона N 282-ФЗ указано, что формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, представляются субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок расчета средней численности установлен в Указаниях по заполнению форм П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м), утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 (далее - Указания).
Вместе с тем частью 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 этой статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как видно, в Законе N 212-ФЗ используется формулировка среднесписочная численность физических лиц, а при заполнении формы 4-ФСС указывается среднесписочная численность работников. В Указаниях также не содержится понятия среднесписочная численность физических лиц.
В связи с этой неопределенностью сформировались два подхода к подсчету среднесписочной численности при заполнении Расчета по форме 4-ФСС.
Отметим, что в разъясняющих материалах органы ПФР и ФСС применяют обе формулировки одновременно (письма Минтруда России от 30.01.2015 N 17-4/В-38, ФСС России от 15.09.2014 N 17-03-14/03-12498, ГУ - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области от 12.09.2014 N ТД-11/43116).
Получается, что органы ПФР и ФСС понимают данные формулировки в одном значении, а именно в значении среднесписочной численности работников.
В таком случае, поскольку в редакции титульного листа Расчета по форме 4-ФСС используется формулировка "среднесписочная численность работников", следует использовать это понятие в том значении, которое содержится в Указаниях. При этом подпунктами "а", "б" п. 80 Указаний установлено, что при расчёте среднесписочной численности работников (ССЧ) не включаются внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера. Такой подход, например, представлен в разъяснениях специалиста ФСС (правда, применительно к ранее действовавшей редакции формы 4-ФСС) (смотрите материал "С 1 января 2015 года изменятся правила расчета и уплаты страховых взносов" (интервью с С.П. Павленко, начальником отдела методологии исчисления страховых взносов Департамента развития социального страхования Минтруда России) ("Зарплата", N 8, август 2014 г.)).
С учётом данного подхода в том случае, когда все сотрудники организации являются внешними совместителями, в поле "Среднесписочная численность работников" Титульного листа формы 4-ФСС при формальном подходе следует указать ноль (прочерк).
По нашему мнению, указание ноля (прочерка) в поле "Среднесписочная численность работников" не является основанием для непринятия органами Фонда социального страхования РФ формы 4-ФСС или возврата ее организации для исправления ошибки. Дело в том, что указанные выше требования к полю "Среднесписочная численность работников" формы 4-ФСС не учитывают ситуацию, когда у организации нет ни одного постоянного сотрудника (что не запрещено настоящим законодательством).
Тем не менее заполнение показателя среднесписочной численности преследует цели, определенные частью 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, а именно цели выбора способа представления расчёта: в бумажном или электронном виде.
Необходимо принимать во внимание, что право организации представить расчет по форме 4-ФСС на бумажном носителе с указанием среднесписочной численности ноль (прочерк) в ситуации значительного количества внешних совместителей приведет к большим трудозатратам у сотрудников ФСС при занесении информации о выплатах таким сотрудникам (смотрите, например, письмо ГУ - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области от 12.09.2014 N ТД-11/43116). Именно с этим, на наш взгляд, могут быть связаны претензии проверяющих при приеме отчета на бумажном носителе. Однако, как уже было отмечено, это не должно быть основанием для непринятия ими отчета 4-ФСС или возврата его организации для исправления.
Тем не менее, учитывая цели заполнения данного показателя, мы не исключаем, что следует придерживаться другого подхода, согласно которому показатель, указываемый в поле "Среднесписочная численность работников", должен отражаться в ином значении - среднесписочной численности физических лиц (подобно тому, как в п. 77 Указаний показывается средняя численность всех работников организации). Так, средняя численность работников организации включает в себя три составляющие:
- среднесписочную численность работников (далее - ССЧ);
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Отметим, что применение понятия ССЧ для решения вопроса о способе представления отчета (на бумажном носителе или в электронном виде) в некоторых случаях может привести к искажению показателя численности для целей выбора способа представления отчета.
Поэтому, по нашему мнению, с учётом второго подхода организация может определить среднесписочную численность всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, то есть учесть значения каждого из перечисленных в п. 77 Указаний составляющих средней численности за каждый месяц отчетного (налогового) периода и просуммировать эти значения. Такой подход, например, представлен в материале "Заполняем форму 4-ФСС за 2014 год" (О.С. Островская, "Зарплата", N 1, январь 2015 г.)"
В этой связи также отметим, что в приказе Фонда социального страхования РФ от 29.03.2016 N 123, в котором изложена технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным взносам в системе ФСС в электронном виде с применением электронной подписи, показатель "Среднесписочная численность работников" (T1R1C2) в силу кратности должен быть больше нуля.
При этом средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком (установлен п. 81.3 Указаний) определения ССЧ лиц, работавших неполное рабочее время. А средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев отчетного периода (п. 82 Указаний).
Таким образом, при применении второго подхода в том случае, когда в организации работают только внешние совместители, величина показателя среднесписочной численности, отражаемая в поле "Среднесписочная численность работников" формы 4-ФСС, будет равна величине показателя средней численности внешних совместителей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена