Точно можно этим воспользоваться?
|
Консультация предоставлена 23.04.2015 г.
В отношении муниципального унитарного предприятия, занимающегося теплоснабжением, вводится процедура банкротства.
Каков порядок реализации конкурсным управляющим имущества банкротящегося муниципального унитарного предприятия, включающего в себя котельные и тепловые сети? Каковы возможные способы участия собственника имущества при его реализации?
Прежде всего отметим, что под конкурсным управляющим понимается гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) полномочий, а также, в случаях, предусмотренных указанным законом, Агентство по страхованию вкладов.
Из приведенной нормы следует, что конкурсный управляющий действует на стадии конкурсного производства до его окончания или до прекращения дела о банкротстве (ст. 127 Закона N 127-ФЗ). При этом с даты его утверждения и до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ, в том числе распоряжается имуществом должника (п.п. 1 и 3 ст. 129 данного Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой VII данного Закона.
Согласно п. 3 ст. 139 Закона N 127-ФЗ в ходе конкурсного производства после проведения инвентаризации и оценки имущества должника его продажа осуществляется в порядке, установленном п.п. 3-19 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ.
Как следует из п. 3 ст. 110 Закона N 127-ФЗ, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, в том числе здания, строения, сооружения и оборудование. По общему правилу продажа такого имущества производится путем проведения торгов в виде открытого аукциона в электронной форме (п. 7 ст. 110, п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ).
Вместе с тем необходимо помнить, что, во-первых, в состав имущества должника, составляющего конкурсную массу, не включается имущество, изъятое из оборота (п. 1 ст. 132 Закона N 127-ФЗ). Такое имущество не подлежит продаже на торгах, а принимается от конкурсного управляющего его собственником и закрепляется за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего о наличии такого имущества.
Во-вторых, продажа имущества ограниченного в обороте, осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу (п. 4 ст. 110 Закона N 127-ФЗ).
Ограничения оборотоспособности имущества могут вводиться лишь законом или в установленном им порядке, в частности, могут быть предусмотрены виды имущества, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129 ГК РФ).
На сегодняшний день в законодательстве не содержится норм, которые напрямую ограничивали бы оборот объектов теплоснабжения самих по себе, включая здания котельных и оборудование в них, а также тепловые сети. Поэтому в каждом конкретном случае наличие ограничений на оборот тех или иных объектов, составляющих систему теплоснабжения, должно определяться индивидуально с приведением соответствующих доказательств (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 N 14АП-9250/13).
Однако следует иметь в виду, что по смыслу п. 4 ст. 132 Закона N 127-ФЗ объекты коммунальной инфраструктуры относятся к социально значимым объектам. В связи с этим согласно указанной норме их продажа производится путем проведения торгов в форме конкурса. Условия такого конкурса должны предусматривать обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Кроме того, при продаже объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
При этом в п. 4 особо подчеркивается, что, несмотря на социальную значимость указанных объектов, их продажа осуществляется именно в порядке, установленном ст. 110 Закона N 127-ФЗ, а не какими-либо иными законами.
Следует отметить, что нормы ст. 110 Закона N 127-ФЗ не предусматривают участия собственника имущества в реализации объектов коммунальной инфраструктуры. Напротив, в них указывается, что в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника (п. 8 ст. 110 Закона N 127-ФЗ). Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Однако муниципальное образование, которому на праве собственности принадлежит реализуемое имущество унитарного предприятия, в соответствии с п. 1 ст. 125 Закона N 127-ФЗ вправе в любое время до окончания конкурсного производства одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику достаточные для этого денежные средства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 113 указанного Закона.
Кроме того, в том случае, если объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы путем проведения конкурса, а также путем проведения иных способов продажи, установленных в соответствии с п. 4.1 ст. 132 Закона N 127-ФЗ собранием кредиторов или комитетом кредиторов, они подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Также в муниципальную собственность такие объекты передаются и в том случае, если они были проданы, в порядке, предусмотренном п. 4 или п. 4.1 ст. 132 Закона N 127-ФЗ, но договор об их продаже впоследствии был расторгнут судом из-за несоблюдения покупателем условий конкурса, установленных п. 4 указанной статьи при продаже объектов коммунальной инфраструктуры (п. 4.2 ст. 132 Закона N 127-ФЗ). При этом денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи объектов инфраструктуры, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Помимо этого, если продажа имущества состоялась, органы местного самоуправления, представляющие муниципальное образование, должны заключить с покупателем отдельное соглашение о соблюдении последним условий покупки объектов коммунальной инфраструктуры, предусмотренных п. 4 ст. 132 Закона N 127-ФЗ (п. 4.1 указанного Закона).
Обращаем Ваше внимание на то, что если муниципальное унитарное предприятие является естественной монополией, то при продаже его имущества должны соблюдаться условия, предусмотренные положениями ст.ст. 200 и 201 Закона N 127-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества