Российская организация (далее - Организация) в качестве экспедитора организует по заказу российской компании-экспортера (далее - Экспортер) международную перевозку товара в контейнерах от железнодорожной станции отправителя на территории РФ до конечных пунктов вывоза (Монголия) транзитом через территорию Китая. Доходом Организации является оплата Экспортером перевозки до конечного пункта, в том числе предоставление контейнеров.
Транспортировку товара от границы с Китаем (Замын-Ууд) до конечных пунктов вывоза (Монголия), но не включая предоставление контейнеров, по договору с Организацией организует китайский перевозчик (далее - Перевозчик). Контейнеры Организации на территории России предоставляет другой китайский экспедитор (далее - Экспедитор), но из-за большого скопления контейнеров в России не Организация платит Экспедитору, а китайский Экспедитор платит Организации (субсидирует). Экспедитор оплачивает транспортировку контейнеров не как специальную субсидию от китайского правительства, а как услугу за перевозку китайских контейнеров из России в Монголию и Китай (договор транспортной экспедиции по организации международной перевозки грузов).
1. Верно ли, что у Организации будет отдельная выручка от китайского Экспедитора без расходов? Насколько это критично?
2. По какой ставке НДС (0% или 20%) должна облагаться услуга по транспортировке контейнеров в Китай?
Для подтверждения нулевой ставки НДС у Организации будут железнодорожные накладные на груженые контейнеры, но это будут те же самые железнодорожные накладные, которыми Организация будет подтверждать ставку 0% по услуге перевозки товара на экспорт от железнодорожной станции РФ до конечных пунктов вывоза (Монголия).
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Доходы, поступающие от китайского Экспедитора по договору ТЭО, являются выручкой Организации от оказания услуг.
2. В анализируемой ситуации услуга по транспортировке контейнеров в Китай должна облагаться НДС по общей ставке 20 процентов. В связи с этим вопрос о документальном подтверждении применения нулевой ставки НДС не является актуальным.
Обоснование позиции:
1. В бухгалтерском учете выручка от оказания услуг признается организацией доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
Выручка признается в бухгалтерском учете при выполнении условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99. В числе этих условий указано, что расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Однако отсутствует запрет на определение этих расходов в нулевой сумме.
Для целей налогообложения прибыли выручка от реализации услуг, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги (без учета НДС), включается в доходы от реализации (пункты 1, 2 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом в налоговом законодательстве отсутствует упоминание обязательного наличия расходов, связанного с получением доходов.
В анализируемой ситуации Организация оказывает китайскому Экспедитору услугу по организации доставки контейнеров из России в Монголию и Китай по договору ТЭО.
В связи с этим полагаем, что доходы, поступающие от Экспедитора по данному договору, являются выручкой Организации от оказания услуг.
2. В соответствии с подп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении работ (услуг) по перевозке или транспортировке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе через территорию государства - члена ЕАЭС, или с территории государства - члена ЕАЭС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ЕАЭС, и работ (услуг), непосредственно связанных с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров.
Однако работы (услуги) по транспортировке контейнеров с территории РФ на территорию иностранного государства в данной норме не упомянуты.
По мнению финансового ведомства, налоговым законодательством не предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении:
- транспортно-экспедиционных услуг при организации перевозки порожних контейнеров, в том числе возвращаемых с территории иностранного государства в РФ (письмо Минфина России от 31.10.2019 N 03-07-08/84028);
- при оказании услуг по приему, хранению и транспортировке порожних контейнеров, а также при выполнении разгрузочно-погрузочных работ в отношении таких контейнеров (письмо Минфина России от 04.12.2019 N 03-07-08/94282).
К примеру, в письме Минфина России от 26.05.2020 N 03-07-08/44031 указано, что применение нулевой ставки НДС при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного состава от станций, находящихся на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства, в том числе государства - члена ЕАЭС, подп. 9.1 и иными подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим такие услуги облагаются НДС по ставке в размере 20 процентов на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.
Материалов судебной практики по ситуациям, аналогичным рассматриваемой, нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Таким образом, опираясь на буквальное прочтение НК РФ и мнение финансового ведомства, приходим к выводу, что услуга по транспортировке контейнеров в Китай должна облагаться НДС по общей ставке 20 процентов.
В связи с этим вопрос о документальном подтверждении применения нулевой ставки НДС в анализируемой ситуации не является актуальным.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами системы ГАРАНТ:
- Энциклопедия решений. Учет выручки от оказания услуг;
- Энциклопедия решений. Нулевая ставка НДС по работам (услугам).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
9 декабря 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вы можете получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ.