Имеется вступившее в законную силу решение суда Украины, принятое до 18 марта 2014 года, об обязании государственного органа Украины произвести регистрацию прав кредитора в отношении имущества должника, находящегося на территории Республики Крым, на которое кредитором было обращено внесудебное взыскание по договору залога.
С какого момента право должника в отношении спорного имущества считается прекращенным? Законна ли регистрация прав должника в отношении спорного имущества в российском ЕГРН после принятия указанного решения суда?
В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Согласно п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Поскольку законом для случаев внесудебного обращения взыскания на имущество не предусмотрено иное, постольку в рассматриваемом случае право собственности должника на принадлежащее ему имущество может считаться прекращенным только после внесения записи о переходе этого права к кредитору, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Отметим, правда, что в разъяснениях, содержащихся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указывается на то, что лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято судебное решение, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются права на имущество, подлежащие регистрации, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этих правах.
Вместе с тем данное разъяснение в любом случае не может быть применено к ситуации, изложенной в вопросе.
В частности, необходимо учитывать, что судебное решение может считаться основанием для возникновения права только в том случае, если до его принятия такое право в принципе не существовало, например, в результате признания права собственности на бесхозяйную вещь в порядке, предусмотренном ст. 234 ГК РФ, установления сервитута на основании п. 3 ст. 274 ГК РФ и т.п. (подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ, постановление ФАС Московского округа от 16.12.2005 N КГ-А40/12235-05). В связи с изложенным судебное решение, которым лишь признается наличие возникшего до его принятия права на недвижимую вещь (например, в результате совершения сделки), не может рассматриваться как основание для его возникновения. Об этом свидетельствуют также разъяснения, данные в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым лицо, подавшее иск о признании права, должно представить доказательства возникновения у него соответствующего права.
В свою очередь, как это следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации основанием для возникновения права собственности у кредитора на имущество должника служит договор залога, предусматривающий возможность внесудебного обращения взыскания на соответствующее имущество.
Более того, судебное решение, указанное в вопросе, вынесено даже не по спору о праве, а по спору между кредитором и регистрирующим органом о правомерности отказа в совершении регистрационного действия.
Таким образом, указанное решение не может рассматриваться как основание для возникновения права собственности кредитора на соответствующее имущество.
Данный вывод подкрепляется и специальными нормами, действующими в отношении прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Крым.
Так, согласно ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, которая распространяется на отношения, возникшие до 1 января 2021 года) (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях указанных субъектов РФ особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 и ч. 4 ст. 8 закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право частной собственности, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом частной собственности, а перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Анализ Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 (далее - Перечень), показывает, что в нем упомянуты следующие виды судебных актов: решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность, а также определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения (подп. 23 и подп. 24 п. 1 Перечня). Судебное решение об обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию права собственности в числе правоподтверждающих документов в данном Перечне не названо.
В связи со всем вышеизложенным само по себе вынесение такого решения не препятствует государственной регистрации права собственности должника в российском ЕГРН после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, поскольку оно не влечет за собой прекращения права собственности должника на соответствующий объект и не является документом, подтверждающим право собственности кредитора на соответствующее имущество.
В то же время следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 21 ст. 9 Закона N 6-ФКЗ в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 08.06.2015 N 138-ФЗ "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 138-ФЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исполняются в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Законом N 138-ФЗ.
В частности, ч. 2 ст. 3 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до 18 марта 2014 года, для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Законом N 229-ФЗ, если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства либо если местом жительства (пребывания) или местом нахождения взыскателя и местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.
В настоящее время осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 N 1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" передано уполномоченному органу - Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 164.
В свою очередь, в силу п. 3 постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" указанный орган является правопреемником полномочий государственных органов Украины, осуществлявших ранее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на территории Крыма.
На основании этого, а также положений п. 17 указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" о функциональном правопреемстве суды приходят к выводу о том, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым может выступать правопреемником по судебным решениям судов Украины об обязании государственного органа Украины осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество за определенным лицом (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2018 N Ф10-2088/18).
Вместе с тем необходимо учитывать что такое правопреемство производится не автоматически, а требует принятия судебного акта о замене стороны исполнительного производства (ч. 1 ст. 52 Закона N 229-ФЗ, ст. 44 ГПК РФ ст. 48 АПК РФ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"). Кроме того, оно возможно только при соблюдении требований к месту нахождения взыскателя, должника или имущества последнего, установленных Законом N 138-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
5 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вы можете получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ.