ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Телефон:
Главная \ Бесплатные консультации \ Бухгалтерский учет \ Порядок проведения обязательного и добровольного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2023 году непубличным АО, которое утвердило аудитора на годовом общем собрании акционеров в 2022

Порядок проведения обязательного и добровольного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2023 году непубличным АО, которое утвердило аудитора на годовом общем собрании акционеров в 2022

На годовых общих собраниях акционеров, проведенных в 2022 году по итогам 2021 года, все акционерные общества вносили в повестку дня собрания вопрос об утверждении аудитора и утверждали аудитора. Данный вопрос являлся обязательным в соответствии с действующей до 1 января 2023 года редакцией п. 1 ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах", а обязанность привлечения аудиторской организации для проведения аудиторской проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности любого акционерного общества была установлена п. 3 ст. 88 Федерального закона "Об акционерных обществах" в редакции, также действующей до 1 января 2023 года.

Российское непубличное акционерное общество (далее также - АО) собирается сократить количество акционеров до менее чем 50. Акции непубличного АО не допущены к организованным торгам на рынке ценных бумаг (ЦБ). Акции АО не находятся в государственной или муниципальной собственности.

1. Акционерное общество, для которого аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, привлекает для проведения аудита отчетности за 2022 год того аудитора, которого утвердили на годовом общем собрании акционеров в 2022 году?

2. Совет директоров АО, для которого аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязательным, вправе принять отдельное решение о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, а проведение аудита следует поручить тому аудитору, которого утвердили на годовом общем собрании акционеров в 2022 году?

3. АО, для которого аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязательным, может не проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год, несмотря на то, что аудитор был утвержден на годовом общем собрании акционеров в 2022 году?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. В случае, если для акционерного общества аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, то АО может заключить договор на проведение аудита отчетности за 2022 год только с тем аудитором, которого утвердили на годовом общем собрании акционеров в 2022 году.

2. Положения Законов N 99-ФЗ и N 114-ФЗ, относящиеся к аудиторской деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года. В отсутствие официальных разъяснений мы не можем исключить, что непубличное АО (если оно не подпадает под критерии, установленные ст. 5 Закона N 307-ФЗ) получит право не проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, только начиная с отчетности за 2023 год. Подробности смотрите ниже.

Если все же это право будет действовать с аудита отчетности за 2022 год и совет директоров АО, для которого аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязательным, примет отдельное решение о проведении аудита отчетности за 2022 год, то проведение аудита следует поручить тому аудитору, которого утвердили на годовом общем собрании акционеров в 2022 году.

3. Относительно бухгалтерской (финансовой) отчетности за тот год, когда аудит для данного непубличного АО становится добровольным. Даже если общее собрание акционеров утвердит аудитора АО на 2023 (2022) год, исполнительный орган (директор) АО может не заключать договор на проведение аудита отчетности АО за 2023 (2022) год или расторгнуть соответствующий договор (если он был заключен ранее).

 

Обоснование позиции:

Под аудиторской проверкой акционерного общества понимается независимая проверка его бухгалтерской (финансовой отчетности) в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307-ФЗ).

Аудит отчетности АО может быть обязательным и добровольным.

Проведение аудита в настоящее время (до 2022 года включительно) обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ вне зависимости от их статуса, вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей: несмотря на то, что акционерные общества прямо не упомянуты в п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ как субъекты, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, такая обязанность на них возложена п. 5 ст. 67.1 ГК РФ и абзацем вторым п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО (смотрите также информацию Минфина России от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 и от 19.01.2021 (пп. 64-67).

Федеральными законами от 16.04.2022 N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) и N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 114-ФЗ) в законодательство РФ внесен ряд изменений, направленных на упорядочение института аудита. Среди прочего, эти федеральные законы обеспечивают реализацию Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3709-р, в части пересмотра сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и согласованности федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Законом N 307-ФЗ. Положения Законов N 99-ФЗ и N 114-ФЗ, относящиеся к аудиторской деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года (Информационное сообщение Минфина России от 18.04.2022 N ИС-аудит-53 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии").

Непубличное АО с 2023 года обязано проводить аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, установленных Законом N 307-ФЗ и другими федеральными законами (ранее - бухгалтерская (финансовая) отчетность любого непубличного АО подлежала обязательному аудиту).

В соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ подлежит обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность непубличных акционерных обществ:

- ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ). Смотрите также п. 79 Информации Минфина России от 19.01.2022 "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (согласно законодательству Российской Федерации)";

- являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

- организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда, в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

- соответствующих финансовым критериям, установленным Законом N 307-ФЗ.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями (ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ). Положение ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ) применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

На годовом общем собрании акционеров должен быть утвержден аудитор общества (п. 1 ст. 47 Закона об АО). В редакции Закона N 114-ФЗ норма звучит так: на годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы... о назначении аудиторской организации общества в случае наличия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности или о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества в случае отсутствия такой обязанности и принятия непубличным обществом решения о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО обязано привлекать аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами (абзац второй п. 3 ст. 88 Закона об АО). Абзац утратит силу с 1 января 2023 года (Закон N 114-ФЗ). В редакции с 2023 года в п. 3.1 ст. 88 Закона об АО будет сказано, что публичное общество для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию. Непубличное общество в соответствии с п. 3 ст. 54 Закона об АО вправе привлечь аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) общества для аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае наличия обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязано привлечь аудиторскую организацию.

1. Отметим, что договор на проведение аудиторской проверки АО, как обязательной, так и добровольной, может быть заключен только с тем аудитором (аудиторской организацией), который был утвержден уполномоченным органом АО. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 2 ст. 86 Закона об АО в редакции с 2023 года).

Договор на оказание аудиторских услуг, заключенный без решения уполномоченного органа об утверждении конкретного аудитора, может быть признан недействительным (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.10.2016 N Ф08-6677/16).

Таким образом, если для акционерного общества аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, то АО может заключить договор на проведение аудита отчетности за 2022 год только с тем аудитором, которого утвердили на годовом общем собрании акционеров в 2022 году.

2. Положения Законов N 99-ФЗ и N 114-ФЗ, относящиеся к аудиторской деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года. Поэтому непубличное АО (если оно не подпадает под критерии, установленные ст. 5 Закона N 307-ФЗ) формально получит право не проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, только начиная с отчетности за 2023 год.

В то же время ряд экспертов отмечают, что переходных положений, аналогичных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ (который вступил в силу с 01.01.2021, но не применяется в отношении аудита отчетности за 2020 год, проводимой после 01.01.2021, если аудитор приступил к выполнению договора до 01.01.2021), упомянутыми выше Законами N 99-ФЗ и N 114-ФЗ не предусмотрено. Из этого эксперты делают вывод, что если непубличное АО не обязано проводить аудит годовой отчетности в соответствии с вышеуказанными законами, то оно вправе не проводить аудит отчетности за отчетный год - 2022 год (аудит которой проводится после 1 января 2023 года).

Однако на сегодняшний день каких-либо разъяснений, писем контролирующих органов, подтверждающих отсутствие обязанности у непубличного АО предоставлять вместе с экземпляром отчетности за 2022 год аудиторское заключение, не обнаружено. В связи с этим рекомендуем обратиться в Минфин России за подтверждением отсутствия у АО обязанности по проведению аудита годовой отчетности за 2022 год (если сфера деятельности АО или показатели его отчетности не являются сами по себе основанием для обязательного аудита отчетности).

Во всех случаях в публичном АО и по общему правилу в непубличном АО утверждение аудитора АО относится к компетенции общего собрания АО (подп. 10 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 86 Закона об АО). Вопрос об утверждении аудитора АО должен быть обязательно включен в повестку дня годового общего собрания акционеров АО (п. 2 ст. 54 Закона об АО).

Законодательство не запрещает проводить аудит АО в добровольном порядке. Более того, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом АО, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет 10 и более процентов (абзац второй п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, закон предоставляет акционеру, владеющему в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества, право требовать проведения аудиторской проверки в любое время, но лишь тем аудитором, который утверждается на общем собрании акционеров общества (заседании совета директоров) и с которым на основании решения общего собрания акционеров (совета директоров) заключен соответствующий договор (постановление ФАС Центрального округа от 15.12.2008 N Ф10-5728/08 по делу N А48-1749/08-7).

По мнению ЦБ РФ, вопрос об утверждении аудитора общества должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, в том числе в непубличном АО, в отношении которого после вступления в силу федеральных законов исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Смотрите материал Вопрос: Нужно ли акционерному обществу утверждать аудитора на годовом общем собрании акционеров в 2022 году? (ответ Банка России, май 2022 г.).

Таким образом, если совет директоров АО, для которого аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязательным, примет отдельное решение о проведении аудита отчетности за 2022 год, то проведение аудита следует поручить тому аудитору, которого утвердили на годовом общем собрании акционеров в 2022 году.

3. Как указывалось выше, в настоящее время у нас нет уверенности в том, начиная с отчетности за 2022 или 2023 год непубличное АО (если оно не подпадает под критерии, установленные ст. 5 Закона N 307-ФЗ) получит право не проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Относительно ситуации с аудитом отчетности за тот год, когда аудит станет не обязательным, отметим следующее.

Хотя вопрос об утверждении аудитора акционерного общества отнесен к компетенции общего собрания акционеров общества, особого порядка для заключения договора между АО и аудитором, утвержденным общим собранием акционеров, законодательство не устанавливает. В силу ст. 53, п. 3 ст. 65.3, главы 10 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 69 Закона об АО, как и прочие гражданско-правовые сделки, такой договор заключается (изменяется, расторгается) от имени общества его исполнительным органом (директором) или лицом, которому выдана доверенность на осуществление соответствующих полномочий. При этом, поскольку такая необходимость не предусмотрена Законом об АО, для совершения действий, направленных на расторжение договора с аудитором, кандидатура которого утверждена общим собранием акционеров, руководителю общества не требуется получать согласие иных органов управления общества (общего собрания акционеров или совета директоров).

Напомним, что закон допускает возможность расторжения договора как по соглашению его сторон (для чего в приведенной ситуации достаточно подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения), так и по инициативе одной стороны. По инициативе одной из сторон договор может быть расторгнут либо судом (в том числе, согласно подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, при существенном нарушении договора другой стороной), либо путем отказа от исполнения договора, если такой отказ допускается договором или законом. Возможность одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг прямо предусмотрена ст. 782 ГК РФ. Если иное не установлено законом или договором, при отказе одной из сторон от исполнения договора он прекращается с момента получения уведомления об этом второй стороной (п. 1 ст. 450.1 ГК РФ). Такое уведомление, подписанное руководителем или иным лицом, обладающим соответствующими полномочиями, следует направить контрагенту по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 3 ст. 54, ст. 165.1 ГК РФ).

Следовательно, даже если общее собрание акционеров утвердит аудитора АО на 2023 (2022) год, исполнительный орган (директор) АО может не заключать договор на проведение аудита отчетности АО за 2023 (2022) год, или расторгнуть соответствующий договор (если он был заключен ранее).

Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Аудиторская проверка АО;

- Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- Энциклопедия решений. Аудитор АО;

- Вопрос: Непубличному акционерному обществу поступило требование одного из акционеров (с долей акций в уставном капитале 31,4231%) о проведении инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и созыве внеочередного общего собрания акционеров с повесткой "Утверждение аудитора общества". В качестве аудитора общества акционер предлагает утвердить одну из представленных им организаций. Как происходит отбор организации и оплата инициативного аудита, если акционерное общество осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.);

- Вопрос: Общее собрание акционеров на годовом собрании утвердило аудиторскую организацию для проведения обязательного аудита страховой компании. Страховая компания с выбранной аудиторской организацией заключила договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в процессе взаимодействия страховую компанию не удовлетворила работа указанной аудиторской организации, и страховая компания намерена расторгнуть договор с ней. Может ли страховая компания расторгнуть договор с аудиторской организацией, которую утвердило годовое общее собрание акционеров? Кто вправе расторгнуть указанный договор? Каков порядок расторжения договора с аудитором? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член ААС Буланцов Михаил

 

Ответ прошел контроль качества

20 декабря 2022 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вы можете получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ.

 

Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
Россия, 192019
Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-911
Телефон
Яндекс.Метрика G-ND7V6E2ZX2
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su