ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Телефон:
Главная \ Бесплатные консультации \ Договоры, гражданское право \ Отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных в единой биометрической системе

Отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных в единой биометрической системе

Отказ от предоставления биометрических данных в общую базу, согласно закону, принимают до 31 августа 2023 года в любом МФЦ по форме. Образцы есть в МФЦ. С собой иметь паспорт и СНИЛС. Если до 31 августа не написать отказ от предоставления биометрических данных, то с 1 сентября граждане автоматически будут в базе, т.к. данные уже без согласия снимут в любом банкомате, где установлена камера, а также при звонке из Ростелеком запишут голос.

Официальные сборщики данных согласно Федеральному закону от 29.12.2022 N 572-ФЗ "О единой биометрической системе" - "Ростелеком" и "Российский Банк".

Пока дали право на отказ, но срок на отказ маленький, и многие просто не знают о существовании этого закона.

В МФЦ массово принимают отказы, и все в курсе. Рассылки по биометрии приходят до 31 августа? Биометрию могут собрать негласно? Камеры стоят, микрофоны работают. Телефон всё собирает.

 

Прежде всего отметим, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таковых, по-прежнему регулируются положениями названного Закона.

Упомянутый в вопросе Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 572-ФЗ) не вносит каких-либо изменений в Закон N 152-ФЗ, а лишь устанавливает порядок и правила идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием их биометрических персональных данных при использовании государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных", а также при ее взаимодействии с информационными системами аккредитованных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации в случае прохождения им аккредитации, организаций, осуществляющих аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц.

В свою очередь, из положений ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ следует, что обработка персональных данных по общему правилу осуществляется лишь с согласия субъекта персональных данных, за исключением прямо перечисленных в этой части случаев, среди которых сбор персональных данных через камеры банкоматов при банковском обслуживании или через звонки операторов мобильных и стационарных сетей связи не значатся.

Более того, ч. 2 ст. 6 Закона N 152-ФЗ прямо предусматривает, что ст. 11 Закона N 152-ФЗ устанавливаются особенности обработки биометрических персональных данных. В частности, из ч. 1 названной статьи следует, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи. К таким исключениям относится обработка персональных данных, осуществляемая:

- в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

- в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов;

- в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации и (или) обязательной государственной геномной регистрации;

- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о нотариате.

Как видно из приведенных норм, названные в вопросе случаи сбора биометрических данных не относятся к перечисленным исключениям. Поэтому их получение указанными способами невозможно без согласия субъекта персональных данных.

Помимо этого, в ч. 3 ст. 11 Закона N 152-ФЗ особо подчеркивается, что предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи. Оператор не вправе отказывать в обслуживании в случае отказа субъекта персональных данных предоставить биометрические персональные данные и (или) дать согласие на обработку персональных данных, если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным.

Схожие нормы содержатся также в чч. 11-13 ст. 3 Закона N 572-ФЗ, согласно которым предоставление физическими лицами своих биометрических персональных данных в целях, предусмотренных этим Федеральным законом, не может быть обязательным, а государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы не вправе обусловливать оказание предоставляемых ими государственных, муниципальных и иных услуг, выполнение государственных, муниципальных функций, продажу товаров, выполнение работ, а также объем предоставляемых услуг (работ), выполняемых государственных, муниципальных функций, количество продаваемых товаров обязательным прохождением идентификации и (или) аутентификации с применением биометрических персональных данных. Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание.

С учетом приведенных норм сбор биометрических персональных данных граждан без их письменного согласия при обстоятельствах, описанных в вопросе, и их дальнейшее использование не соответствуют закону и прямо запрещены им.

Единственное действие, которое государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы вправе и даже обязаны осуществлять без согласия субъекта персональных данных, - это размещение в единой биометрической системе уже собранных в соответствии с федеральными законами биометрических персональных данных, содержащихся в информационных системах указанных органов и лиц, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 1 и ч. 8 ст. 3 Закона N 572-ФЗ (ч. 14 ст. 4 указанного Закона). Однако и в этой ситуации вышеуказанные органы и лица не позднее чем за 30 дней до планируемого размещения биометрических персональных данных в единой биометрической системе обязаны уведомить субъекта персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт получения уведомления форме о таком размещении. В случае получения до истечения указанного срока возражения от субъекта персональных данных против размещения его персональных данных в единой биометрической системе такое размещение не осуществляется (ч. 15 ст. 4 Закона N 572-ФЗ).

При этом непоступление от субъекта персональных данных такого возражения в установленный 30-дневный срок после получения им уведомления о размещении не означает того, что впоследствии указанный субъект не сможет отказаться от такого размещения. Так, в той же ч. 15 ст. 4 Закона N 572-ФЗ указывается на то, что субъект персональных данных вправе обратиться к оператору единой биометрической системы с требованием о блокировании или об уничтожении его биометрических персональных данных с учетом требований, установленных Законом N 152-ФЗ.

Согласно ч. 15 ст. 3 Закона N 572-ФЗ в случае отзыва субъектом персональных данных у оператора единой биометрической системы согласия на обработку биометрических персональных данных или получения от субъекта персональных данных требования о блокировании, об удалении, уничтожении биометрических персональных данных и (или) векторов единой биометрической системы с учетом требований, установленных Законом N 152-ФЗ (с использованием портала Госуслуги или иными способами), оператор единой биометрической системы, а также оператор регионального сегмента единой биометрической системы, аккредитованный государственный орган, Центральный банк Российской Федерации в случае прохождения им аккредитации, организация, осуществляющая аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, блокируют, удаляют, уничтожают биометрические персональные данные и (или) векторы единой биометрической системы.

Какими-либо сроками возможность осуществления этого права законом не ограничена.

Аналогичным образом не ограничено какими-либо сроками право гражданина при личном присутствии в МФЦ представить в письменной форме в данный многофункциональный центр отказ от сбора и размещения его биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и (или) аутентификации, а также отозвать в письменной форме ранее представленный отказ (ч. 16 ст. 3 Закона N 572-ФЗ). В случае представления физическим лицом указанного отказа сбор и размещение его биометрических персональных данных в единой биометрической системе будут запрещены до момента отзыва физическим лицом ранее представленного отказа (ч. 18 ст. 3 Закона N 572-ФЗ).

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что изложенная в вопросе информация не соответствует действительности.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2023 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вы можете получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ.

 

Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
Россия, 192019
Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-911
Телефон
Яндекс.Метрика G-ND7V6E2ZX2
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su