Боитесь совершить ошибку?
|
Консультация предоставлена 28.11.2019 г.
Обязано ли бюджетное учреждение отправлять работников бухгалтерии учреждения в 2020 году проходить независимую оценку квалификации в связи с действием нового профстандарта "Бухгалтер"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан направлять работников для подтверждения своей квалификации в специализированные центры оценки квалификации. Оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно устанавливать квалификационные требования к работникам, занимающим должности в организации, за исключением случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
В таких исключительных случаях квалификационные требования к должностям (профессиям, специальностям), а также их наименования должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах.
Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).
На сегодняшний день обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), главных бухгалтеров организаторов торгов (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах"), главных бухгалтеров операторов платежных систем (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), главных бухгалтеров клиринговых организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте") и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Вместе с тем ни ТК РФ, ни другим федеральным законом не установлено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением трудовой функции по должности бухгалтера (иного лица, на которого возлагается ведение бухгалтерского учета).
Кроме того, требований к уровню образования и стажу работы главных бухгалтеров иных организаций (в том числе бюджетной сферы), а равно каких-либо иных сотрудников бухгалтерских служб в законодательстве не содержится. Следовательно, по общему правилу обеспечение соответствия уровня квалификации работников бухгалтерии (в том числе бюджетных учреждений), включая главного бухгалтера, требованиям профессионального стандарта "Бухгалтер" не является обязательным и не станет таковым с 1 января 2020 года.
В случае, если работодатель принял решение о введении профстандартов, отметим, что само по себе введение в действие профессиональных стандартов не является основанием для проведения проверки соответствия квалификации работников положениям указанных профстандартов. Необходимость проверки квалификации (аттестации) работников, занимающих определенные должности, устанавливается законодательством или локальными нормативными актами организации, принятыми с учетом мнения представительного органа работников (часть вторая ст. 81 ТК РФ). Такую аттестацию следует провести в сроки, установленные нормами вышеуказанных актов. Также из части второй ст. 81 ТК РФ следует, что единого порядка проведения аттестации работников на соответствие их квалификационным требованиям, в том числе и установленным профессиональными стандартами, законодательством не установлено. Такой порядок определяется нормативными актами, устанавливающими обязательность аттестации тех или иных работников*(1).
Кроме того, с 1 января 2017 года предусмотрена возможность проведения независимой оценки квалификации работника на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ)). Следует помнить, что проведение такой оценки является добровольным и осуществляется либо по инициативе самого работника или лица, претендующего на выполнение определенного вида трудовой деятельности, либо по направлению работодателя (п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона N 238-ФЗ). Соответственно, расходы, связанные с проведением такой оценки, несет то лицо, по чьей инициативе она проводилась.
Таким образом, даже в тех случаях, когда профстандарт действительно является обязательным для применения в силу закона или когда организация добровольно взяла на себя обязательства по его применению в рамках локального нормативного акта или коллективного договора, работодатель вправе самостоятельно определить соответствие квалификации работника требованиям профстандарта, не прибегая для этого к процедуре независимой оценки квалификации.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Как работодателям навязывают независимую оценку квалификации - Специально для системы ГАРАНТ, август 2019 г.
Ответ подготовлен с помощью системы ГАРАНТ
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
*(1) Единственным общим требованием является то, что в комиссию по проведению аттестации, которая создается работодателем и может привести к увольнению работника, должен включаться представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (часть третья ст. 82 ТК РФ).