Промежуточные итоги реализации в период действия ограничений и новые решения для стабилизации экономики
Общая стоимость принятых на данный момент в рамках всех антикризисных пакетов мер поддержки предпринимателей, по данным Минэкономразвития России, составляет 3,3 трлн руб. Значительная часть из них распространяется на работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики предприятия, в первую очередь на субъекты МСП. Так, одна из первых установленных мер – перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов (на основании Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409) – затронула более 1,6 млн организаций и ИП, относящихся к категории МСП, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях, сообщил Министр экономического развития РФ Максим Решетников в ходе прошедшего вчера в Госдуме "правительственного часа". Общий объем таких перенесенных налогов и страховых взносов составил около 90 млрд руб., и примерно на такую же сумму предполагается освободить субъекты МСП от платежей по налогам и страховым взносам за II квартал текущего года. Закон1, предусматривающий среди ряда новых мер поддержки налогоплательщиков – предпринимателей и социально ориентированных НКО освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей и страховых взносов за апрель, май, июнь этого года ИП и организаций, включенных в единый реестр субъектов МСП, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики, был принят Госдумой 22 мая. Совет Федерации планирует рассмотреть его 2 июня.
Одной из важнейших мер, рассчитанной на долгосрочную перспективу, по мнению министра, является снижение размера страховых взносов c 30% до 15% от суммы заработной платы выше МРОТ до конца года для всех субъектов МСП (ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ). По данным ФНС России, она обеспечит высвобождение в текущем году 350 млрд руб.
В настоящее время набирает обороты кредитно-гарантийная поддержка предпринимателей. В рамках так называемых кредитных каникул банки на сегодняшний день отсрочили уплату почти 150 млрд руб. задолженности физических и юридических лиц, причем 2/3 этой суммы составляют платежи по кредитам организаций.
Стартовавшая в мае программа прямой финансовой поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, которая предусматривает предоставление им субсидий из федерального бюджета для частичной компенсации затрат в условиях ухудшения ситуации в связи с пандемией, в том числе для сохранения занятости, в размере 12 130 руб. (1 МРОТ) на каждого работника за апрель и май (Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576), уже позволила поддержать более 2,6 млн рабочих мест. Такой вывод следует из данных ФНС России, согласно которым на сегодняшний день удовлетворено более 600 тыс. заявлений о предоставлении такой субсидии на сумму почти 32 млрд руб.
Так называемые кредиты под 0% на выплату заработной платы (предоставляемые в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422), которые сейчас могут выдаваться на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости всем ИП и юридическим лицам, работающим в пострадавших отраслях, а не только субъектам МСП, как было установлено изначально, не без административного воздействия, со стороны Минэкономразвития России в том числе, но выдаются банками – одобрено более 23 тыс. кредитов на сумму 58 млрд руб. По состоянию на 20 мая к программе были подключены 33 банка, еще 27 подали заявки на заключение соглашений о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов по таким кредитам, выданным предпринимателям. В середине апреля, напомним, к программе были подключены всего пять банков, и такое неохотное вхождение кредитных организаций в программу стало основанием для принятия решения об обеспечении не менее 75% объема таких кредитов ВЭБ.РФ.
Крайне важная, по мнению самого бизнес-сообщества, мера, нацеленная на поддержку предпринимателей уже в период выхода из кризиса, начнет реализовываться с 1 июня. Речь идет о предоставлении ИП и юридическим лицам кредитов на возобновление деятельности по ставке не более 2% (недополученные доходы выдавшим такие кредиты банкам будут субсидированы из федерального бюджета по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696, этими же Правилами определена специфика данной кредитной программы). Установлено, что эти кредиты могут расходоваться как на выплату заработной платы работникам, так и на погашение процентов и основного долга по ранее взятым кредитам, в том числе кредитам под 0% на выплату зарплаты. Максимальная сумма займа по соответствующему кредитному договору, который может быть заключен в период с 1 июня по 1 ноября текущего года на срок до 30 июня следующего года, определяется как произведение расчетного размера оплаты труда (сумма МРОТ с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате с учетом выплат страховых взносов), численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года и базового периода по кредитному договору – периода с даты заключения кредитного договора до 1 декабря 2020 года (п. 24 Правил). При этом выдача средств по кредиту будет осуществляться ежемесячно в размере, не превышающем произведение двукратного расчетного размера оплаты труда и численности работников заемщика.
У данной программы есть ряд существенных отличий от уже запущенных мер кредитной поддержки, которые делают ее потенциально более привлекательной для предпринимателей. Во-первых, воспользоваться ею сможет и малый, и средний, и крупный бизнес (единственное исключение – ИП, не имеющие наемных работников). Кроме того, кредиты смогут получать предприятия, осуществляющие деятельность не только в наиболее пострадавших отраслях экономики, но и в определенных производственных отраслях, требующих поддержки для возобновления деятельности (к ним отнесены производство одежды, мебели, бытовой электроники, спортивных товаров, игрушек и др., издательская деятельность – полный перечень приведен в Приложении № 2 к Правилам), а также социально ориентированные НКО, включенные в перечень организаций, получающих поддержку с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. И еще одна крайне важная деталь – задолженность по соответствующим кредитным договорам по состоянию на 1 апреля 2021 года может быть списана: в полном размере, если к 1 марта 2021 года предприятие сохранит не менее 90% численности сотрудников по состоянию на 1 июня 2020 года, и в размере 50% от суммы долга на 1 апреля 2021 года, если численность работников по состоянию на 1 марта того же года составит не менее 80% от числа работников по состоянию на 1 июня 2020 года. Правительство РФ предполагает, что суммарный объем выданных кредитов под 2% должен составить не менее 248 млрд руб.
Заявки о выдаче таких займов уже поступают в банки. Сбербанк, например, получил на данный момент 10 тыс. соответствующих заявлений и оперативно дорабатывает технические детали, чтобы непосредственно с 1 июня начать предоставление таких кредитов, причем дистанционно, сообщил в ходе состоявшегося позавчера круглого стола заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов. По его словам, банк намерен обслужить около трети данной кредитной программы.
В то же время не менее важными, чем меры налоговой и финансовой поддержки, являются мероприятия, предпринятые для снижения административной нагрузки и непроизводительных издержек бизнеса. Так, ограничение проведения проверок предпринимателей в этом году (на основании Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ (далее – Закон № 98-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438) позволило уже к середине апреля приостановить около 500 тыс. проверочных мероприятий. По состоянию на середину мая, по данным Минэкономразвития России, проводилось 5956 проверок (в основном, внеплановых, основанием для проведения которых чаще всего являлась угроза причинения вреда), большинство из которых приходится на шесть органов: Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор. При этом 15 органов власти полностью приостановили проведение проверок.
Принятые решения по автоматическому продлению на 12 месяцев срока действия лицензий и иных видов разрешений, переносу или автоматическому прохождению подтверждения соответствия, переаккредитации, переаттестации, повторной сертификации и т. д. в отдельных видах разрешительной деятельности (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440) затронули, по сведениям Минэкономразвития России, более 50 видов разрешительных документов в разных сферах. Продлены, в частности, около 500 тыс. сертификатов врачей, 100 тыс. медицинских и фармацевтических аккредитаций, 86 тыс. удостоверений частных охранников и 2368 лицензий на осуществление частной охранной деятельности, 30 тыс. лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, 4382 лицензии на услуги связи, 1039 лицензий на пользование недрами, аккредитации образовательных программ 73 вузов. Перенесена проверка знаний в сфере электроэнергетики 319 тыс. работников комиссий Ростехнадзора, аттестация 18 725 работников в сфере промышленной безопасности. В ближайшее время, как предполагается, будут также продлены 450 тыс. разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа такси, 32 тыс. результатов специальной оценки условий труда и 1222 сертификата экспертов в сфере СОУТ, 1515 свидетельств о классификации гостиниц, аттестации 12 тыс. спасателей в сфере энергетики и 300 аварийно-спасательных служб в сфере энергетики.
Перенос сроков вступления в силу ряда предусматривающих введение дополнительных требований для предпринимателей нормативных актов (в соответствии с Законом № 98-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2020 г. № 597) позволит освободить бизнес на определенный срок от существенных дополнительных расходов. Так, в частности, переносятся: требования по оснащению транспортных средств системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS – с 31 мая 2020 года на 31 мая 2021 года, требования об установке российского программного обеспечения на технически сложные товары некоторых категорий – с 1 июля 2020 на 1 января 2021 года, изменение правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами – с 1 октября 2020 на 1 апреля 2021 года, введение нового порядка техосмотра ТС – с 8 июня 2020 на 1 марта 2021 года.
Как сообщил Максим Решетников, предложения о максимальном продлении действия принятых решений по ограничению проверок предпринимателей, а также применении принципа "лицензия автоматом" еще и в 2021 году входят в перечень мер, которые Минэкономразвития России предлагает включить в Общенациональный план действий по восстановлению экономики до конца 2021 года, который сейчас разрабатывается на площадке Правительства РФ и до 1 июня должен был представлен Президенту РФ.
Бизнес-объединения возлагают на этот план большие надежды, отмечает президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Калинин. Среди представленных возглавляемой им организацией предложений для включения в план – необходимость пересмотра межбюджетных отношений в пользу регионов, введение для растущих предприятий переходного налогового режима, установление в ряде отраслей, в частности в сфере общепита, гостиничного бизнеса, НДС в размере 10%, снижение налога на имущество с 2% до 1-1,5%. Как минимум одно из этих предложений уже поддержано Минэкономразвития России – по словам Максима Решетникова, министерство будет активно продвигать идею введения промежуточного налогового режима, поскольку существенная разница между упрощенным и общим режимами налогообложения в настоящее время приводит к тому, что бизнесу невыгодно расти.
А вот не раз предлагаемая бизнес-объединениями корректировка подхода к определению предприятий, которым оказывается поддержка, путем ориентирования на снижение выручки, а не коды ОКВЭД (именно по ним сейчас происходит отнесение видов деятельности к наиболее пострадавшим отраслям), скорее всего, не найдет отражения в плане. "Критерий снижения выручки – это был первый критерий, под который мы пытались разработать механизмы поддержки. Вопросов там несколько. Вся отчетность МСП, где она есть, – квартальная, оперативной месячной отчетности, которую представляли бы малые и средние предприятия во внебюджетные фонды или в налоговую службу, нет. Более того, по многим режимам, ЕНВД и патентной системе например, нет системы учета выручки как таковой. К тому же по итогам первого квартала еще никаких цифр снижения не видно, говорить о том, что поддержка бизнесу должна была быть предоставлена, когда появятся данные о падении выручки по II кварталу, было бы в сложившейся ситуации нецелесообразно. Поэтому взяли за основу ОКВЭД," – подчеркнул Максим Решетников. Тем не менее министерство видит проблемы, связанные с тем, что формальное несовпадение кодов ограничивает для многих предприятий возможность получить поддержку, и старается найти пути их решения без кардинального изменения подхода. Так, при предоставлении поддержки малым и микропредприятиям теперь учитываются не только основные, но и дополнительные коды ОКВЭД, а буквально на днях министерство внесло в Правительство РФ предложение о возможности уточнения кодов основного вида деятельности – в случае, когда внутри соответствующего класса, подкласса или группы есть более мелкие ОКВЭД, которые внесены в перечень наиболее пострадавших отраслей, что, по прогнозным ожиданиям, позволит еще около 200 тыс. компаний получить поддержку.
_____________________________
1 С текстом соответствующего законопроекта № 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
#2020
#2021
#банкиибанковскаясистема
#инициативы
#коронавирус
#лицензирование
#МСБ
#налоги
#сборы
#взносы
#обязательства
#сделки
#поддержкапредпринимательства
#проверкиорганизацийиИП
#страховыевзносы
#юрлица
#Госдума
#МинэкономразвитияРоссии
#ПравительствоРФ
#ПрезидентРФ
#СоветФедерации
#ФНСРоссии
#АлександрКалинин
#АнатолийПопов
#МаксимРешетников
Источник: ГАРАНТ.РУ