Разрабатываются механизмы взаимодействия институтов судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и досрочных выборов главы муниципального образования. Соответствующий законопроект разработан депутатами Иреком Богуславским и Ринатом Хайровым и вчера внесен в Госдуму.
Предлагается установить законодательный запрет на назначение досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку решением представительного органа муниципального образования. Запрет предусмотрен на случай, если такое решение представительного органа обжалуется в суде.
Необходимость внесения предлагаемых изменений авторы проекта связывают с тем, что Конституционный суд РФ в постановлении от 27 июня 2013 г. № 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова" установил несоответствие отдельных положений ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Конституции РФ в той мере, в какой эти нормы допускают проведение досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку. Этим нарушаются гарантии реального восстановления прав главы муниципального образования в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления об отставке главы незаконным. Уточняется, что в системе действующего правового регулирования отсутствует специальные правовые механизмы согласованного взаимодействия институтов судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и досрочных выборов главы муниципального образования.
Помимо этого, Конституционный Суд РФ предписал правоприменительным органам исходить из недопустимости назначения досрочных выборов на должность главы муниципального образования до разрешения судом соответствующего дела.
Напомним, что действующим законодательством установлена возможность проведения досрочных выборов не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий органов и депутатов, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Как отмечается в пояснительной записке к документу, он направлен на приведение действующего законодательства в соответствие с Конституцией РФ.
Текст законопроекта № 430094-6 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.
Источник: ИА "ГАРАНТ"