Исходя из обстоятельств конкретного дела, к указанному выводу пришел ВС РФ (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 13 сентября 2016 г. № 77-КГ16-2). Все началось с того, что в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении за обгон транспортного средства в зоне действия знака "Обгон запрещен". Гражданина признали виновным по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ и назначили ему штраф в размере 500 руб.
Но в дальнейшем решением суда производство по делу было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. Дело в том, что транспортные средства, как установил суд, двигались в одной полосе движения в попутном направлении на участке дороги, исключающем выезд на встречную полосу, так как встречная полоса движения на момент составления протокола была отгорожена бетонными заграждениями. Суд установил это на основании схемы правонарушения и видеозаписи, которую предоставил заявитель.
Гражданин-заявитель потребовал компенсировать ему моральный вред, но суд первой инстанции отказал ему. Он обосновал решение тем, что в отношении истца не было допущено незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконных заключения под стражу или подписки о невыезде, а также ареста или исправительных работ. Суд апелляционной инстанции согласился с такой позицией и добавил, что прекращение производства по делу об административном правонарушении – это не безусловное основание для компенсации морального вреда. Суд пояснил, что моральным вредом будет считаться только случай, когда в результате незаконных действий должностного лица гражданину причинены физические или нравственные страдания. Причем такие, которые нарушают его личные неимущественные права или посягают на другие его нематериальыне блага. Суд также указал на отсутствие бесспорных доказательств причиненного гражданину вреда.
Однако ВС РФ решил, что с такими выводами согласиться нельзя. Сославшись на Конституцию РФ и КоАП РФ он указал, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или их должностных лиц, а к административной ответственности можно привлекать только при наличии вины (ст. 53 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
При этом Суд разъяснил один процессуальный момент. Компенсация морального вреда – институт гражданского права и лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в споре о компенсации не как субъект публичного права (то есть административного), а как субъект частного права (то есть гражданского). Соответственно, резюмировал ВС РФ, такой гражданин вправе доказывать свою невиновность и причиненный ему ущерб в процедуре гражданского судопроизводства.
ВС РФ также указал, что ссылаясь на отсутствие доказательств причинения истцу нравственных страданий, суды предыдущих инстанций не учли, что моральный вред в том числе может заключаться в испытываемом унижении или ином другом дискомфортном состоянии. Отмечается, что необходимо было установить наличие причинной связи между нравственными страданиями и незаконным привлечением истца к административной ответственности.
В итоге ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в порядке апелляции. Он подчеркнул, что суду предстоит учесть позицию ВС РФ и принять решение в соответствии с требованиями закона.
Источник: ГАРАНТ.РУ