Правительство РФ предложило1 урегулировать в Жилищном кодексе РФ случаи, когда государственный или местный орган как бывшие наймодатели дома были обязаны провести капремонт, но не сделали этого. Важно соблюдение ряда условий.
Так, будут приниматься во внимание только решения о проведении капремонта дома, принятые до даты приватизации первого жилого помещения в нем. При этом речь идет о таких домах, в которых после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого дома в региональную программу капремонта указанный ремонт за счет бюджетных средств не проводился.
Бывший наймодатель должен будет определить перечень работ и услуг по капитальному ремонту. Непосредственно проведение ремонта должно осуществляться за счет бюджетных средств. При этом законопроектом установлено, что обязательство бывшего наймодателя по проведению капремонта не освобождает жильцов от уплаты взносов на ремонт. Эти средства будут направлены на проведение капремонта в последующем.
Тем же законопроектом предлагается установить исключение для общего двухлетнего срока, по истечении которого должно вступить в силу решение о переходе от системы "общего котла" к формированию средств на капремонт на отдельном счете дома (п. 5 ст. 173 Жилищного кодекс РФ). Речь идет о случаях, если изначально решение о формировании фонда капремонта на таком счете было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления. Тогда, если решением суда установлен факт того, что местный орган не проинформировал граждан о способах формирования фонда капремонта, и при этом капремонт не проводился, срок вступления в силу указанного решения составит месяц со дня направления решения общего собрания собственников региональному оператору.
Также кабмин считает необходимым скорректировать полномочия региональных и местных органов в сфере капремонта. На первые предлагается возложить обязанность по установлению порядка информирования граждан о возможных способах формирования фонда капремонта, а на вторых – обязанность по непосредственно информированию.
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что указанные изменения в Жилищный кодекс РФ были подготовлены в целях реализации выводов КС РФ (Постановление КС РФ от 12 апреля 2016 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы"). Тогда Суд указал, что законодателю следует предусмотреть отдельные правовые механизмы, в том числе касающиеся исполнения бывшим наймодателем обязанности по осуществлению капремонта приватизированного жилья.