Минфин России разъяснил, что в случае обращения уполномоченного исполнительного органа госвласти или органа местного самоуправления от имени физлица в органы Росреестра с заявлением о госрегистрации права на недвижимое имущество физлица, (земельный участок), право на которое у него возникло до февраля 1998 года, обязанность по уплате госпошлины возлагается на физлицо, в отношении которого совершаются регистрационные действия (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2017 г. № 03-05-04-03/32309).
Напомним, что исполнительные органы госвласти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства (ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"; далее – Закон № 93-ФЗ).
Такие органы госвласти, в частности, подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой госрегистрации документы в Росреестр, а также получают свидетельства о госрегистрации прав и иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая госрегистрация.
В то же время права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их госрегистрации в ЕГРН (ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее – закон № 218-ФЗ).
Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
При этом за госрегистрацию прав взимается госпошлина (ст. 17 Закона № 218-ФЗ). Плательщиками госпошлины признаются организации и физлица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса).
Вместе с тем с 1 января 2017 года уплата сбора, в частности, госпошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора (п. 1, 8 ст. 45 НК РФ).
В случае обращения уполномоченного исполнительного органа госвласти или органа местного самоуправления от имени физлица в органы Росреестра с заявлением о госрегистрации права на недвижимое имущество физлица, указанные органы являются законными представителями лица, в отношении которого совершается госрегистрация права собственности на недвижимое имущество, в частности, на земельный участок.
Таким образом, обязанность по уплате госпошлины за госрегистрацию права собственности физлица на недвижимое имущество (земельный участок), право на которое у него возникло до 30 февраля 1998 года (дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ), возлагается на физлицо, в отношении которого совершаются регистрационные действия.
Размер госпошлины за госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 350 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Источник: ГАРАНТ.РУ