Согласно принятому закону1, в реестр планируется включать уволенных сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры, военнослужащих, гражданских и муниципальных служащих, лиц, занимающих должность в Банке России, ПФР, ФСС России и т. д. (ст. 1-7, п. 1-2 ст. 8, ст. 9-11 Федерального Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений"; далее – закон).
Как рассказал на состоявшейся вчера пресс-конференции заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, указанный реестр позволит получать достоверную информацию о соблюдении претендентами антикоррупционного законодательства при отборе кандидатов на государственную и муниципальную службу. По его мнению, увольнение в связи с утратой доверия должно негативно отразиться на нарушителе и иметь правовые последствия при его дальнейшем трудоустройстве. Об этом говорится и в пояснительной записке к законопроекту. "Единый онлайн-реестр поможет избежать сокрытия такой информации кандидатами на должность", – считает эксперт.
Сам же список должен быть размещен в государственной информационной системе в области государственной службы в Интернете (п. 3 ст. 8 закона). "Информация в открытом доступе – сильнейший сдерживающий фактор. Никто не желает попасть на "доску позора". И мы на это очень сильно рассчитываем. Увольнение в связи с утратой доверия – мощный стимул к "антикоррупционному поведению", – отметил депутат.
Аналогичной позиции придерживается и член Комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта. "Такой реестр станет еще одним шагом на пути общественного порицания тех, кто становится на коррупционный путь, находясь на государственной службе", – добавил он.
Напомним, что госслужащие подлежат освобождению от должности в связи с утратой доверия в случае непринятия ими мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются, непредставления ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской деятельности и т. д. (п. 1 ст. 13.1, ст. 13.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Между тем рассматриваемый закон не включает в себя специального механизма, который препятствовал бы в приеме на службу граждан, сведения о которых содержатся в реестре. Однако аналогичные нормы содержатся в ряде законов, регулирующих прохождение различных видов службы. К примеру, на службу в Следственный комитет РФ не может быть принят гражданин, в случае, если он ранее не исполнил обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – закон о противодействии коррупции) ( п. 10 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"). Тем не менее сам закон о противодействии коррупции не включает утрату доверия в число обстоятельств, препятствующих приему граждан на государственную гражданскую службу.
Добавим, что обязанность включить уволенного сотрудника в реестр будет возложена на его работодателя (п. 3 ст. 8 закона). Как отметил исполняющий обязанности заместителя начальника Управления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ Сергей Плохов, изначально, в момент становления института увольнения сотрудника в связи с утратой доверия, работодатели крайне неохотно применяли эту меру дисциплинарного наказания (в год насчитывалось десятки привлеченных к ответственности лиц по данному основанию). "В 2015 году по акту прокурорского реагирования уволено в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений порядка 130 лиц, в 2016 году – 383. Таким образом, мы видим, что с каждым годом данный институт все больше применяется на практике", – подчеркнул Плохов.
Отметим, что порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в информационной системе будут определены правительством (п. 3 ст. 8 закона).
Если закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент, он вступит в силу 1 января 2018 года (ст. 12 закона).
Источник: ГАРАНТ.РУ
1 С текстом законопроекта № 1162116-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений (направлен на предоставление достоверной информации о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (муниципальной) службы)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.