Буквальное толкование положений части третьей ст. 133 ТК РФ и части первой ст. 129 ТК РФ позволяет заключить, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.
При этом Конституционный Суд в постановлении от 07.12.2017 № 38-П пришел к выводу, что положения статей 129 и 133 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включения в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Позднее Конституционный Суд РФ (в постановлениях от 11.04.2019 № 17-П и от 16.12.2019 № 40-П) заключил, что взаимосвязанные положения ст. 129, частей первой и третьей ст. 133, частей первой-четвертой и одиннадцатой ст. 133.1 ТК РФ не предполагают включения в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ), повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, дополнительной оплаты работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
Приведенное толкование перечисленных правовых норм является общеобязательным.
Таким образом, из состава заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ необходимо исключать все виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Авторы нового законопроекта предлагают установить в ТК РФ положение о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), без учета компенсационных и стимулирующих выплат не может быть ниже МРОТ. Проект федерального закона уже внесен в Госдуму (Проект федерального закона № 654220-8).
Похожий законопроект N 603410-8 (которым предлагалось установить минимальную тарифную ставку заработной платы, оклад не ниже МРОТ) поступил в Госдуму в апреле этого года. Законопроект возвращен авторам в связи с несоблюдением требований ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Госдумы.
В мае 2022 года в часть первую ст. 129 и часть третью ст. 133 ТК РФ предлагали внести изменения, предусматривающие, что месячная заработная плата не может быть ниже МРОТ без учета компенсационных выплат. Проект федерального закона N 119419-8 отклонен, так как:
- предлагаемое законопроектом исключение из состава заработной платы работника, не превышающей МРОТ, всех видов компенсационных выплат потребует внесения изменений в системы оплаты труда в организациях реального сектора экономики, бюджетной сферы и в государственных органах;
- реализация положений законопроекта приведет к дополнительной финансовой нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности, что негативно отразится на показателях их финансово-экономической деятельности, а также повлечет значительное увеличение расходов бюджетов бюджетной системы России;
- при этом в нарушение требований ст. 83 БК РФ законопроектом не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
Кроме того, совсем недавно депутаты внесли в Госдуму проект поправок в ст. 133 ТК РФ, согласно которым фактически выплаченная месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного МРОТ.
государственный контроль (надзор), законопроекты, инициативы, кадровое делопроизводство, оплата труда, трудовые отношения, физлица, Госдума
Источник: Система ГАРАНТ