Законопроект "О внесении изменений в Закон РФ "О государственной тайне" и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" был внесен в Госдуму 13 марта.
Если законопроект будет принят, то в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне" (далее – Закон РФ "О государственной тайне") появится понятие "режим секретности" (совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну). Кроме того, изменится понятие "допуск к государственной тайне" (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне"), будет регламентирована процедура оформления такого допуска в особом порядке и определены условия его прекращения, а также изменения коснутся обязанностей лиц, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну – секретоносителей, и ограничения их прав в связи с таким доступом.
Планируется добавить новое основание для отказа в допуске должностному лицу или гражданину РФ к гостайне (ст. 22 Закона РФ "О государственной тайне") – наличие у него или его близких родственников (супруга или супруги, отца, матери, усыновителей, детей, в том числе усыновленных, полнородных или неполнородных братьев и сестер) недвижимости за пределами России, счетов (вкладов) и ценностей в иностранных банках за пределами страны, а также пользование иностранными финансовыми инструментами (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами").
В пояснительной записке авторы отмечают, что инициатива связана с угрозами безопасности страны в условиях проведения СВО, санкционным давлением западных стран и участившимися случаями выездов за границу секретоносителей, в том числе оформляющих документы для постоянного проживания на территории иностранных государств, а также активизацией деятельности иностранных спецслужб.
Авторы законопроекта предлагают расширить перечень полномочий Президента РФ и Правительства РФ в области защиты гостайны.
Так, глава государства сможет менять порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к гостайне не только в период действия чрезвычайного положения (ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне"), но и в периоды мобилизации и действия военного положения. Предлагается наделить Президента РФ аналогичными полномочиями и в отношении допуска предприятий к проведению работ, связанных с использованием гостайны (ст. 27 Закона РФ "О государственной тайне").
К новым полномочиям Правительства РФ будет относиться, в частности, установление порядка обеспечения режима секретности. Кроме того, полномочиями в области охраны гостайны будут наделены не только указанные в п. 4 ст. 4 Закона РФ "О государственной тайне" органы, но и иные государственные органы и организации, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности и органы публичной власти федеральных территорий.
Планируется расширить полномочия органов ФСБ России в области предоставления (и отказа) должностным лицам и гражданам доступа к гостайне, а также прекращение такого доступа. Указанные органы смогут выносить заключения о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим гостайну. Решение о недопуске лица также будет приниматься руководителем госоргана или предприятия, однако такое заключение будет вести к отказу в допуске. В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций Росатом и Роскосмос решение об отказе в допуске к государственной тайне будет приниматься Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Может поменяться порядок доступа к сведениям, составляющим гостайну для некоторых категорий граждан. В частности, граждане, призванные на военную службу или военные сборы, будут освобождены от предоставления анкеты, обязательной для предоставления такого доступа. Кроме того, их согласие на оформление допуска к государственной тайне, не будет требоваться. По действующему законодательству такой доступ осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан (п. 5 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63).
Планируется расширить перечень лиц, для которых допускается особый порядок (без проведения проверочных мероприятий) доступа к сведениям, составляющим гостайну. Наряду с сенаторами и депутатами Госдумы (ст. 21.1 Закона РФ "О государственной тайне") в список таких лиц планируется добавить депутатов законодательных органов субъектов РФ, других должностных лиц из Перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к гостайне, утвержденного распоряжением Президента РФ от 15 января 2010 г. № 24-рп.
В списке таких лиц останутся адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими гостайну. В случае принятия законопроекта на указанных лиц будут распространяться ограничения, указанные в ст. 24 Закона РФ "О государственной тайне", в том числе ограничение права на выезд из Российской Федерации на весь период их участия в судопроизводстве. Адвокаты, имеющие иное гражданство или являющиеся лицами без гражданства, а также в случае включения их в список физических лиц, выполняющих функции иноагента, не смогут получить указанный допуск в особом порядке.
Лица, допущенные к гостайне, будут обязаны информировать о возникновении обстоятельств, которые являются основанием для отказа в доступе. Также они должны будут информировать компетентные органы о попытках получить от них секретные сведения.
Законопроект также предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Помимо корреспондирующих норм планируется дополнить закон нормой, в соответствии с которой лицам, чье право на выезд ограничено в связи с их допуском к гостайне, может быть разрешено по одной из следующих документально подтвержденных причин:
- тяжелая болезнь или смерть близкого родственника, находящегося за пределами территории РФ;
- угроза жизни и здоровью его близкого родственника, находящегося за пределами территории РФ;
- необходимость экстренного лечения, требующего выезда из Российской Федерации, или сопровождения следующего на такое лечение близкого родственника при невозможности его сопровождения иными близкими родственниками;
- принятие наследства в соответствии с законодательством иностранного государства.
2023, госслужба, государственное управление, государственный контроль (надзор), законопроекты, инициативы, общественная безопасность, текущая ситуация, физлица, Госдума, Правительство РФ, Президент РФ
Источник: ГАРАНТ.РУ