С момента начала специальной военной операции вопросы привлечения к уголовной ответственности за преступления против военной службы приобрели особую актуальность. Это связано в том числе с тем, что 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ, которым отдельные положения Уголовного кодекса адаптированы под текущие условия частичной мобилизации и проводимой СВО. В частности, поправками совершение преступления в период мобилизации или военного положения, а также в военное время отнесено к отягчающим обстоятельствам.
Практическое применение судами обновленных норм об уголовной ответственности за преступления против военной службы обнаружило некоторые проблемы, что побудило Пленум Верховного Суда Российской Федерации подготовить соответствующие разъяснения. 18 мая 2023 года Постановление № 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы" (далее – Постановление № 11) было утверждено на заседании Пленума ВС РФ. Стоит сказать, что проект документа был одобрен не сразу, а спустя несколько месяцев – после активного обсуждения с судейским сообществом и тщательной доработки редакционной комиссией.
В Постановлении № 11 даны как общие разъяснения, касающиеся оценки общественной опасности преступлений против военной службы, субъектов таких преступлений и перечня нормативных правовых актов, которыми следует руководствоваться при рассмотрении соответствующей категории дел, так и затрагивающие отдельные составы Особенной части УК РФ, а именно – главы 33 УК РФ о преступлениях против военной службы. Раздел общих положений содержит 9 пунктов и посвящен вопросам оценки общественной опасности преступлений против военной службы, разграничения их от грубых дисциплинарных проступков, малозначительности, а также субъектного состава рассматриваемых преступлений.
Общественная опасность
В первую очередь, Суд обращает внимание на нюансы оценки общественной опасности преступлений против военной службы. Несмотря на то что все они так или иначе связаны с нарушением порядка прохождения военной службы и причинением вреда военной безопасности России или созданием угрозы его причинения, то есть в конечном счете – на снижение боевой готовности и боевой способности Вооруженных Сил РФ и других военных организаций, в статьях главы 33 УК РФ упоминаются и иные социальные ценности, которые должны охраняться. В числе последних – безопасность жизни и здоровья, безопасность собственности, экологическая безопасность. А значит, их тоже нужно учитывать при оценке характера и степени общественной опасности для правильной квалификации преступлений против военной службы и назначения справедливого наказания (п. 1 Постановления № 11).
При этом преступления против военной службы, совершенные в особые периоды – в период мобилизации или военного положения, военное время, в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, характеризуются повышенной общественной опасностью. Причем даже если это обстоятельство не указано в качестве признака состава преступления в конкретной статье главы 33 УК РФ, судам следует рассматривать вопрос о его учете при оценке степени общественной опасности преступления в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, в рамках п. "л" ч. 1 ст. 63 УК РФ (п. 2 Постановления № 11).
Терминология, правовая база
Для удобства применения соответствующих норм в Постановлении № 11 конкретизируется содержание отдельных понятий, причем некоторые из них уточнены в ходе доработки текста документа:
Понятие | Определение, содержание |
---|---|
Периоды мобилизации (общей и частичной) или военного положения (вводимого на территории России или в отдельных ее местностях) |
Периоды, начинающиеся с даты и времени начала действия мобилизации (военного положения), которые устанавливаются указом Президента РФ об объявлении мобилизации (о введении военного положения) и заканчиваются датой и временем отмены (прекращения действия) мобилизации (военного положения) |
Военное время |
Период с момента объявления федеральным законом состояния войны в случае вооруженного нападения (агрессии) на Россию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ либо с момента фактического начала военных действий до момента объявления об их прекращении, но не ранее фактического прекращения |
Вооруженный конфликт |
Вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт), в ходе которого осуществляется применение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских (специальных) формирований и органов без перехода государства в состояние войны |
Военные действия |
Действия, которые ведет Россия в военное время по отражению вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ |
Боевые действия |
Организованное применение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских (специальных) формирований и органов в военном конфликте, охватывающем все виды вооруженного противоборства, включая войны и вооруженные конфликты, а также в иных случаях в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности |
Обсуждая проект постановления на заседании Пленума ВС РФ, профессор кафедры уголовного права Военного университета имени князя Александра Невского Минобороны России Сергей Шарапов подчеркнул, что поскольку указанные понятия не совсем четко обозначены в отраслевом военном законодательстве, которое представляет собой значительный законодательный массив, их уточнение в Постановлении № 11 имеет особое значение для правоприменения.
В документе содержатся примеры боевых действий – участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений органов, уполномоченных их принимать в соответствии с международными договорами, участие в проведении контртеррористической операции, специальной военной операции либо защита Государственной границы РФ. Также указано, что боевые действия ведутся в определенном районе и в определенный период при выполнении поставленных боевых (оперативных) задач (п. 2 Постановления № 11).
Кроме того, приведен перечень нормативных правовых актов, которыми следует руководствоваться при рассмотрении дел о преступлениях против военной службы. Причем в их числе – не только законы (например, от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и т. д.), но и Указы Президента РФ, касающиеся порядка прохождения военной службы, общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и т. п., а также Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" и другие нормативные правовые акты в военной области. Ведь при рассмотрении дел суды должны выяснить, какими документами регулируются соответствующие военно-служебные правоотношения, чтобы в судебном решении при описании нарушений сослаться на конкретные нормы – пункты, части и статьи соответствующих актов (п. 3 Постановления № 11).
Разграничение от дисциплинарных проступков
Часть разъяснений касается вопросов разграничения преступлений против военной службы и грубых дисциплинарных проступков. Напомним, под дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 27 Указа Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" понимаются противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством РФ не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
В связи с этим Пленум ВС РФ обращает внимание, что для привлечения к уголовной ответственности противоправное деяние должно содержать все признаки преступления (напомним, к последним относятся противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость). Так, если при наличии оценочных признаков, характеризующих общественно опасные последствия деяния (например, существенный вред интересам службы или вред интересам безопасности государства, тяжкие последствия), отсутствуют сами такие последствия (в частности, причиненный неисполнением приказа вред интересам службы не является существенным или последствия нарушения уставных правил патрулирования в гарнизоне нельзя отнести к тяжким), то содеянное даже формально не содержит всех признаков преступления, предусмотренных статьями главы 33 УК РФ. Поэтому даже тогда, когда государственный обвинитель не отказался от обвинения в соответствии с положениями ч. 7 ст. 246 Уголовно-процессуального кодекса, суду на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ надлежит постановить оправдательный приговор – в данном случае виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (п. 4 Постановления № 11).
Малозначительность
Пленум ВС РФ напомнил и про норму о малозначительном деянии, которое хоть формально и содержит признаки состава преступления против военной службы, но с учетом характера совершенного деяния и роли лица в его совершении, тяжести последствий, содержания мотивов и целей и иных обстоятельств не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Суд обратил внимание, что действия, направленные на заглаживание причиненного потерпевшему вреда (в частности, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему после преступления, добровольное возмещение ущерба и компенсация морального вреда и т. п.) не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Такие обстоятельства, относящиеся к личности и постпреступному поведению, могут учитываться лишь при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или при назначении наказания (п. 5 Постановления № 11).
Субъекты преступлений против военной службы
Субъектам преступлений против военной службы посвящены несколько пунктов Постановления № 11 (п. 7-8 Постановления № 11). В них говорится о том, что ответственность могут нести военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, – причем как во время прохождения военной службы и военных сборов, так и после их окончания, но при условии, что деяние совершено в период их прохождения, и сроки давности привлечения к ответственности еще актуальны. При этом поскольку в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" граждане РФ, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту, то мобилизованные тоже подпадают под действие уголовных норм о преступлениях против военной службы. Между тем вопросы о добровольцах (лицах, добровольно содействующих в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ) в контексте субъектов рассматриваемых преступлений в Постановлении № 11 не затрагиваются. Это связано с тем, что в действующем законодательстве нет правовых оснований считать их таковыми – сейчас на них распространяются только нормы, аналогичные применяемым для военнослужащих, в части выплат, льгот и компенсаций, а положения, приравнивающие таких граждан к военнослужащим, в том числе для целей привлечения к уголовной ответственности, отсутствуют.
Пленум ВС РФ поясняет, что граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве, а также граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва, могут быть субъектами преступлений, предусмотренных статьями главы 33 УК РФ, при условии их совершения только в период прохождения военных сборов. В любом случае они подлежат ответственности с учетом особенностей своего правового статуса.
В постановлении разъясняется, какие должности военной службы относятся к тому или иному субъекту преступления против военной службы:
Субъекты преступлений против военной службы | Должности военной службы |
---|---|
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву |
Сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты и слушатели военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы; |
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту
|
Офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты, сержанты, старшины, солдаты и матросы, заключившие контракт о прохождении военной службы; |
Военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 337 УК РФ) |
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части и зачисленные в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты) |
Что касается других лиц, которые не относятся к субъектам, указанным в ч. 1 ст. 331 УК РФ, но участвовали в совершении преступлений против военной службы совместно с военнослужащими (гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов), то они тоже могут нести ответственности по статьям главы 33 УК РФ, но в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ – только в качестве организаторов, подстрекателей и пособников соответствующих преступлений. При этом уголовная ответственность для них, по общему правилу, наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное в соучастии преступление против военной службы, со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК РФ. Если же гражданское лицо вместе с военнослужащим непосредственно участвует в совершении преступления против военной службы, например, оказывает сопротивление патрульному наряду при задержании военнослужащего и применяет насилие в отношении патрульных, то действия военнослужащего ВС РФ считает необходимым квалифицировать по ч. 1 ст. 333 УК РФ, а гражданского лица с учетом положений ч. 4 ст. 34 УК РФ – по ч. 5 ст. 33 и ч. 1 ст. 333 УК РФ.
ПРИМЕР
Лицу вменялись насильственные действия в отношении начальника, совершенные с умышленным причинением ему средней тяжести вреда здоровью (п. "в" ч. 2 ст. 334 УК РФ). Содеянное при условии доказанности в судебном заседании умышленного причинения потерпевшему средней тяжести вреда здоровью необходимо переквалифицировать на п. "б" ч. 2 ст. 112 УК РФ
Кроме того, при решении вопроса о субъекте преступления следует обращать внимание на правовые основания для возникновения правоотношений в связи с прохождением военной службы, так как обычный призыв на военную службу отличается от призыва по мобилизации или добровольного поступления на службу. Так, например, не будет считаться субъектом преступления против военной службы гражданин, на которого незаконно возложена обязанность прохождения военной службы по призыву. Имеются в виду те лица, которые не подлежат призыву, имеют отсрочку или право на освобождение от призыва либо от исполнения воинской обязанности. Например, если гражданин призван на военную службу будучи негодным к ней по состоянию здоровья, суду придется постановить оправдательный приговор. Исключение предусмотрено для случаев, когда в содеянном имеются признаки состава общеуголовного преступления, и требуется переквалификация деяния по другой статье, но лишь при условии, что такое действие не ухудшает положения подсудимого и не нарушает его права на защиту.
Напротив, прохождение военной службы в добровольном порядке (по контракту) является исполнением долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и предполагает в том числе подачу заявления, заполнение анкеты, предъявление требуемых документов (копии трудовой книжки, копии документов, подтверждающих уровень образования, и т. п.). Поэтому если в судебном заседании выяснится, что совершивший преступление военнослужащий-доброволец (контрактник), поступил на военную службу с нарушением установленных требований, то деяние подпадет под главу 33 УК РФ. Это актуально, например, если гражданин предъявил поддельные диплом о необходимом уровне образования или справку об отсутствии судимости, чтобы поступить на службу.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Раздел общих положений постановления Пленума ВС РФ завершается разъяснениями, касающимися норм ст. 37-42 УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, которые применяются к военнослужащим с учетом особенностей их статуса и прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 9 Постановления № 11). В частности, при исполнении обязанностей военной службы применимы положения о состоянии необходимой обороны – например, при защите военнослужащим своего командира (начальника) или сослуживцев от общественно опасного посягательства. В этих случаях правомерность действий оценивается по правилам ст. 37 УК РФ.
Что касается крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), то, по мнению ВС РФ, военнослужащие в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения военных либо боевых действий не вправе уклониться от исполнения возложенных на них обязанностей военной службы, ссылаясь на состояние крайней необходимости, даже если их жизни угрожает опасность. Это же правило распространяется на тех, кто привлечен для ликвидации последствий стихийных бедствий и при других чрезвычайных обстоятельствах.
Здесь же разъясняется суть ч. 2 ст. 42 УК РФ в отношении преступлений против военной службы. Напомним, указанная норма предусматривает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение такого приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. ВС РФ поясняет, что в рамках рассмотрения уголовных дел по военным преступлениям под незаконным приказом понимается приказ, направленный на совершение преступления или нарушение законодательства РФ либо не имеющий отношения к исполнению обязанностей военной службы при условии осознания этих обстоятельств подчиненным.
"Судам следует иметь в виду, что если военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, предусматривающих применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок их применения, то они не подлежат в этих случаях уголовной ответственности за причиненный ими вред", – подчеркивается в Постановлении № 11.
***
Обсуждая проект Постановления Пленума ВС РФ при его вынесении на повестку заседания, участники отмечали, что его значимость трудно переоценить. При этом из числа разъяснений по общим вопросам привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы они выделили в качестве наиболее полезных для правоприменителей те, которые касаются понятийного аппарата, разграничения с дисциплинарными проступками и субъектного состава.
2023, военная служба, правоприменение, профессия, судебная практика, судопроизводство, уголовная ответственность, физлица, ВС РФ
Источник: ГАРАНТ.РУ