В последние годы рынок таксомоторных перевозок стремительно развивается, и нередко даже россияне, которые имеют личный транспорт, предпочитают вождению поездки на такси. Повышенный спрос на услуги такси наблюдается во многих регионах страны – эксперты связывают это не только с удобством заказа через агрегаторы и невысокими ценами на поездки, но и с сокращением времени подачи машины и ростом количества машин и водителей, в том числе привлекаемых для перевозок в целях подработки.
По данным статистики, озвученным в ходе состоявшегося в августе текущего года заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, только в Москве такси ежедневно перевозят 1,5 млн человек. Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что такси сегодня в столице достаточно качественное и занимает одно из лидирующих мест в мире по срокам подъезда к клиенту.
Несмотря на то что в конце прошлого года был принят отдельный Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ (далее – закон о такси), урегулировавший порядок перевозок пассажиров и багажа легковым такси, работа по совершенствованию законодательства в этой области продолжается. В частности, 30 октября 2023 года Минтранс России представил на публичное обсуждение разработанный совместно с другими ведомствами законопроект с поправками в отдельные нормативные правовые акты в этой сфере.
На ключевых идеях инициативы остановимся более подробно.
Использование электромобилей в качестве такси
Авторы законопроекта предлагают включить в закон о такси новую статью, устанавливающую особенности организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси с использованием в качестве такси электромобилей. В случае одобрения документа регионы получат полномочия по установлению своими нормативными правовыми актами минимальной доли используемых для перевозки пассажиров и багажа электромобилей и транспортных средств (далее – ТС) отечественного производства, соответствующих требованиям к локализации, то есть к продукции, произведенной на территории России. Их количество планируется определять исходя из общего количества легковых такси, используемых для перевозок пассажиров и багажа на территории субъекта РФ, сведения о которых внесены в региональный реестр. При этом регионы должны будут разработать методику определения минимального количества электромобилей и ТС, соответствующих требованиям к локализации, и утвердить ее своим нормативным правовым актом.
О перспективах развития инфраструктуры для использования электротранспортных средств в ближайшие годы можно прочитать в системе ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Содержится в тексте документа и еще одна оговорка – если внесение сведений о ТС в региональный реестр легковых такси, внесение изменений в этот реестр приведет к нарушению новых требований, то придется принять решение об отказе во внесении сведений в региональный реестр легковых такси или об отказе во внесении изменений в него.
Кроме того, предлагается расширить норму, предусматривающую возможность установления законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ дополнительных требований к экологическому классу ТС, используемого в качестве легкового такси. Речь идет о возможности установления нормативным правовым актом субъектов РФ – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо граничащих с ними субъектов при наличии соглашения между ними дополнительных требований к количеству лет, прошедших с года выпуска ТС, при включении в региональный реестр легковых такси. Количество лет с года выпуска планируется определять по состоянию на 1 января года внесения в региональный реестр легковых такси сведений о ТС в календарных годах с года, следующего за годом выпуска.
Такие меры направлены, в первую очередь, на постепенное обновление парка легковых такси. "Указанные меры позволят органам власти субъектов РФ при установлении обязательной доли электромобилей в отношении к общему количеству легковых такси, используемых для перевозок пассажиров и багажа на территории субъекта РФ, не допустить ситуации, когда новые автомобили (за исключением электромобилей) в реестр легковых такси внесены быть не могут, а старые автомобили из реестра не исключаются без волеизъявления собственника (владельца, арендодателя) ТС, снятия его с регистрационного учета или наличия нарушения Закона о такси № 580-ФЗ", – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.
Это же поможет исключить практику, когда в реестр повторно включаются одни и те же ТС старше 15-20 лет, безопасность перевозки которыми пассажиров и багажа с учетом повышенной эксплуатационной нагрузки на легковое такси в условиях крупных городов и граничащих с ними регионов вызывает обоснованные сомнения.
Реестр такси
В законопроекте имеются и сопутствующие предложения, связанные с корректировкой содержания и порядка ведения регионального реестра легковых такси. Так, в реестре могут появиться новые сведения, а именно – указания на экологический класс либо тип двигателя, а также регистрационный номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, подтверждающий соответствие ТС требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ. Если законопроект примут, эту информацию потребуется отражать и в уведомлении о внесении сведений в региональный реестр легковых такси, представляемом в уполномоченный орган заявителем – владельцем ТС, а информацию об экологическом классе – также в уведомлении о внесении изменений в региональный реестр легковых такси.
Кроме того, предлагается внести уточнения относительно срока действия сведений, содержащихся в реестре. Согласно законопроекту, по общему правилу, сведения о ТС должны содержаться в региональном реестре легковых такси бессрочно, кроме случаев, предусмотренных для исключения таких сведений из реестра. Напомним, перечень таких сведений установлен в ч. 5 ст. 10 закона о такси – в настоящее время он содержит 7 оснований для исключения сведений о ТС из реестра, в числе которых: поступление в уполномоченный орган от собственника или арендодателя ТС, используемого в качестве такси, сведений о прекращении у перевозчика права владения указанным ТС; поступление в уполномоченный орган сведений о снятии с госучета, прекращении регистрации ТС, используемого в качестве такси, либо об изменении собственника (владельца) автомобиля; нарушение требований, связанных со своевременным техобслуживанием такси, прохождением предрейсовых медосмотров и т. п.; отсутствие договора гражданской ответственности владельца ТС для перевозок легковым такси и т. д.
В случае одобрения инициативы в указанном перечне появится дополнительный пункт – уполномоченный орган начнет исключать сведения о ТС из регионального реестра легковых такси в связи с истечением срока, в течение которого такие сведения содержатся в региональном реестре легковых такси, если такой срок будет прописан в нормативном правовом акте субъекта РФ. При этом будет указан минимальный срок – не менее пяти лет.
Иные поправки
Часть поправок касается других вопросов. Например, предлагается уточнить норму о соглашении между регионами, в которой прописано, что разрешение, предоставленное перевозчику уполномоченным органом одного субъекта РФ, без ограничений действует на территории другого субъекта РФ. Напомним, такое соглашение заключается между высшими исполнительными органами соответствующих регионов и размещается на официальных сайтах этих органов в течение пяти рабочих дней со дня его заключения.
В рамках указанного соглашения по законопроекту высшие исполнительные органы соответствующих субъектов РФ смогут предусматривать совместное регулирование в отношении иных вопросов, связанных с деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, отнесенных к полномочиям субъектов РФ. Но эти дополнительные положения в любом случае не должны будут противоречить региональным законам.
По мнению авторов инициативы, это снимет дополнительную нагрузку на перевозчиков и службы заказа легкового такси и позволит граничащим друг с другом субъектам РФ осуществлять не только сходное, но и общее регулирование вопросов, отнесенных к компетенции каждого из них, признавать требования друг друга, относящиеся к легковым такси, их водителям, службам заказа такси. Это поможет решить и некоторые проблемы в практической реализации ряда норм закона о такси в крупных агломерациях. Например, сейчас регионам приходится даже в рамках одной перевозки, осуществляемой с территории одного региона на территорию соседнего субъекта РФ, передавать в региональную информационную систему легковых такси разный состав сведений, в разной форме и порядке, поскольку в каждом субъекте установлены свои требования к этому.
***
До 20 ноября 2023 года рассматриваемый законопроект будет проходить публичное обсуждение. Если инициативу примут, предлагаемые поправки начнут действовать с 1 апреля 2024 года.
Ожидается, что реализация предусмотренных предложений будет иметь позитивные социально-экономические эффекты и позволит улучшить экологическую ситуацию, повысить качество и уровень комфорта предоставляемых услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также поспособствовать развитию российской автомобильной промышленности. Между тем, дополнительные решения региональных властей в рамках новых полномочий могут стать стимулом для реализации проекта по созданию зарядной инфраструктуры для операторов – при прогнозируемом количестве электротакси в регионах будет возможно создание рентабельной и эффективной зарядной инфраструктуры для электромобилей. В свою очередь, создание новой зарядной инфраструктуры будет стимулировать частные лица переходить на электромобили. "Одним из ключевых драйверов развития использования электромобилей, в том числе российского производства, может стать развитие использования электромобилей в такси", – считают авторы законопроекта. Тем более, что опыт реализации мер поддержки таксопарка и операторов каршеринга в виде субсидирования части затрат по договорам лизинга электромобилей уже имеется в некоторых регионах страны – например, в Москве и Нижнем Новгороде.
Предполагается, что внесение рассматриваемых поправок поможет и в реализации отдельных задач, заложенных в Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 2290-р. Напомним, одним из целевых индикаторов концепции предусмотрено увеличение к 2030 году доли электротранспортных средств в России до 15% общего объема рынка автотранспортных средств. В указанном году в стране намерены производить порядка 220 тыс. электротранспортных средств, а их общее количество довести до показателя в 1,4 млн штук. В настоящее время используется более 2 тыс. электромобилей российского производства, но с каждым годом их количество увеличивается (за период с 2021 по 2023 годы их число выросло на 60%).
автомобильная промышленность, безопасность дорожного движения, государственное управление, законопроекты, инициативы, ИП, местное самоуправление, МСБ, текущая ситуация, транспорт и перевозки, физлица, юрлица, Минтранс России
Источник: ГАРАНТ.РУ