Президент РФ пообещал не подписывать находящиеся в настоящий момент на рассмотрении в Госдуме поправки в Конституцию, если они не будут одобрены на всенародном голосовании. "Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его", - заявил Президент на встрече с представителями общественности в Московской области, добавив, что примет окончательное решение о том, будет ли он подписывать закон, "только после того, как люди скажут свое слово" (http://duma.gov.ru/news/47663/).
Следует, однако, отметить, что действующая Конституция не предоставляет Президенту права вето в отношении поправок в основной закон (в отличие, например, от порядка принятия федеральных законов). Так, в силу ст. 136 Конституции РФ и ст. 108 Конституции РФ принятые поправки в течение четырнадцати дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию. Как видно, Конституция РФ содержит императивную норму, предписывающую главе государства подписать уже принятые поправки и не оставляющую за ним какого-либо права выбора в этой части.
Подтверждает данный вывод и Конституционный Суд РФ. В постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П судьи указали, что "в отношении федерального закона Президент Российской Федерации наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный ст. 136 Конституции Российской Федерации на процедуру принятия поправок".
Юридическую значимость отказа главы государства от подписания поправок в Конституцию также можно поставить под сомнение. Дело в том, что согласно ст. 136 Конституции РФ такие поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. То есть, по мнению многих специалистов, еще до их подписания Президентом РФ. Аналогичный вывод следует и из уже упоминавшегося выше постановления Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П, в п. 3 резолютивной части которого судьи указали, что "вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию". То есть, по заключению Конституционного Суда, на момент визирования главой государства закон о поправках в Конституцию уже является вступившим в силу.
Однако нельзя не отметить определенное внутреннее противоречие Конституции в части вступления в силу поправок в нее. Непонятно, как указание на их вступление в силу еще до подписания Президентом согласуется с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой неопубликованные законы не применяются. Ведь официальное опубликование происходит только после подписания Президентом. Сам федеральный законодатель, как видно из ст. 13 Закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", в рамках этой коллизии делает выбор в пользу "классического" порядка вступления законов в силу. Согласно упомянутой норме поправки в Конституцию вступают в силу со дня их официального опубликования, если самим законом о поправках не установлена иная дата вступления в силу. И все же применимость этой нормы с учетом приведенного Конституционным Судом РФ толкования основного закона представляется спорной.
Впрочем, даже отмеченные противоречия не отменяют того факта, что права отклонять принятые в установленном порядке конституционные поправки действующая Конституция РФ Президенту не предоставляет.
Формально в данный момент Президент уже не может повлиять на запущенный им же механизм внесения поправок в Конституцию. В силу ст. 139, ст. 112 Регламента Госдумы Президент как субъект законодательной инициативы, внесший поправки в Конституцию, мог их отозвать только до их рассмотрения в первом чтении, которое уже прошло. Теперь глава государства может вмешаться в процесс только на этапе установления Советом Федерации результатов рассмотрения поправок законодательными собраниями субъектов РФ, обжаловав соответствующее постановление верхней палаты парламента в Верховный Суд РФ (ч. 4 ст. 11 Закона о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции).
Источник: Система ГАРАНТ