Статья 256 Трудового кодекса предоставляет право во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. Закон не устанавливает максимальной продолжительности неполного рабочего времени, при которой за работником сохраняется право на ежемесячное пособие. Тем не менее, в арбитражной практике последних лет уже достаточно примеров, когда суды признавали противоправной выплату работникам пособия за счет средств ФСС России при условии незначительного сокращения продолжительности их рабочего времени. Так, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728 пришел к выводу о том, что выплата работнику пособия по уходу за ребенком при условии сокращения продолжительности его рабочего времени на 1%. А совсем недавно высший судебный орган отказался пересматривать решения судов нижестоящих инстанций, которыми было признано незаконным сохранение за работником права на пособие при сокращении продолжительности его ежедневной работы на 15 минут (определение ВС РФ от 11 декабря 2018 г. № 309-КГ18-20319).
Однако чем более значительным является сокращение рабочего времени, тем более спорным становится вопрос о том, достаточно ли его для сохранения пособия. Так, ФСС России в письме от 19 января 2018 г. № 02-08-01/17-04-13832л отмечает, что сокращение рабочего времени в том числе и на 1 час в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Примеры аналогичной оценки сокращения продолжительности рабочего времени в таком объеме имеются и в судебной практике (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2018 г. № Ф04-3150/18).
Однако не все судьи разделяют данную точку зрения. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел никаких нарушений в выплате работнику пособия за счет средств ФСС России при условии установления ему 7-часового рабочего дня (определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 октября 2018 г. № Ф02-4674/18).
Есть мнение, что неполное рабочее время работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не может превышать 60% нормы (информация Удмуртского регионального отделения ФСС России от 27 октября 2017 г.). Данная позиция, очевидно, основывается на том, что пособие по уходу за ребенком компенсирует работнику утрату 40% его среднего заработка. А значит, выходя на работу на условиях неполного рабочего времени, работник не должен получать более 60% своего обычного заработка (то есть не должен работать более 60% от нормы рабочего времени), иначе выплата пособия приобретает характер уже не компенсации утраченного в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком заработка, а дополнительного материального стимулирования. Некоторые суды при оценке правомерности сохранения за работником пособия по уходу за ребенком после его выхода на работу на неполный день также пользуются методикой сравнения утраченного работником в связи с установлением неполного рабочего времени заработка с размером пособия (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2018 г. № Ф09-7005/18).
Источник: Система ГАРАНТ