Госдума приняла в третьем чтении закон, который был внесен в нее еще в ноябре 2011 года. Масштабный документ посвящен государственной регистрации транспортных средств.
Так, им определены1 основные понятия, например, владельцем транспортного средства считается его собственник (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо договора лизинга. Также владельцем признается один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего 16 лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина – собственника. Определено, что государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые, и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории страны, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, и иные.
Однако наибольший интерес представляют положения закона, в соответствии с которыми в госрегистрации смогут участвовать некоторые ИП и юрлица, в новом законе их относят к специализированным организациям. Уточняется, что госрегистрацию осуществляют подразделения регистрирующего органа в порядке, определенном кабмином. Однако они могут делать это во взаимодействии со специализированными организациями.
Такой статус могут получить зарегистрированные в России юрлица или ИП, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в нашей стране на реализацию изготовленных ими транспортных средств, а также непосредственно изготовители. Участвовать в регистрации они смогут при соблюдении установленных новым законом требований (в частности, обязательно наличие помещения для регистрации и квалифицированных сотрудников для осмотра транспорта). Указанные организации должны входить в специальный реестр.
Если все требования будут выполнены, но изготовители и дилеры смогут осуществлять:
- подготовку документов для подачи в регистрационное подразделение от имени владельца транспортного средства;
- проверку и подтверждение достоверности регистрационных данных транспорта;
- идентификацию транспорта и удостоверение личности его владельца – физлица;
- передачу сведений в регистрационное подразделение в установленном регистрирующим органом порядке;
- изготовление государственных регистрационных знаков транспортных средств при наличии соответствующих полномочий;
- передачу транспорта его владельцу с установленными государственными регистрационными знаками, а также регистрационного документа.
Таким образом, как предполагается, гражданам не придется посещать ГИБДД самостоятельно при покупке нового автомобиля. Все данные Госавтоинспеции передадут специализированные организации, а регистрирующий орган непосредственно поставит транспорт на учет, то есть внесет данные в реестр, а также присвоит транспортному средству номер. Предельный уровень тарифа на услуги специализированной организации будет определен на государственном уровне.
Если закон одобрит Совет Федерации, а затем подпишет Президент РФ, то он вступит в силу через год после дня официального опубликования.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник: ГАРАНТ.РУ