До Верховного суда РФ дошел спор между социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и его работницей. Женщина работала в учреждении воспитателем и в связи с этим требовала от работодателя предоставления гарантий, установленных для педагогических работников, занимающих соответствующую должность (удлиненный отпуск, сокращенное рабочее время) (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2017 г. N 81-КГ17-9).
ВС РФ указал, что ст. 333-334 ТК РФ действительно устанавливают соответствующие гарантии для педагогических работников. Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I Номенклатуры должностей педагогических работников. В названную номенклатуру должностей включена должность воспитателя.
В то же время ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. В свою очередь, организации, осуществляющие образовательную деятельность, – это организации, осуществляющие соответствующий вид деятельности на основании лицензии.
Как было установлено Судом, работодатель истицы является специализированным учреждением социального обслуживания, предназначенным для профилактики безнадзорности и беспризорности, и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. Таким образом, данное учреждение нельзя считать организацией, осуществляющей образовательную деятельность. А значит, его сотрудники не являются педагогическими работниками, независимо от наименования занимаемой ими должности.
Тезис суда нижестоящей инстанции о том, что право на рассматриваемые гарантии связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, ВС РФ счел ошибочным. Неуместной была признана и ссылка на приказ Минтруда России от 1 сентября 2015 г. № 588н, которым установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, поскольку такая тождественность профессиональной деятельности установлена в целях реализации гражданами права на досрочное пенсионное обеспечение по старости. Отношения по предоставлению гарантий педагогическим работникам, установленных ст. 333-334 ТК РФ, названным приказом не регулируются.
Источник: ИА "ГАРАНТ"