Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова разработан законопроект, который призван смягчить административную ответственность за правонарушения, совершаемые малыми и средними предприятиями. Документ был представлен на специальных слушаниях в Общественной палате РФ.
Как отметил член ОП РФ, общественный омбудсмен по защите малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, сейчас малые и средние предприятия ощущают колоссальный дефицит финансовых ресурсов для развития. Причины этого: санкций, трудности доступа к международным финансовым ресурсам, подорожание финансовых ресурсов на внутреннем рынке, ужесточение требований Банка России к заемщикам.
По его словам, на данный момент необходимо сделать все, чтобы снять дополнительные финансовые нагрузки на малый и средний бизнес. Однако при этом законодательство о государственном контроле (надзоре) дает простор для взимания штрафов, размеры которых при этом в КоАП РФодинаковы для малых, средних и крупных предприятий.
Как отметила координатор общественных омбудсменов Анастасия Алехнович, среди законодательных инициатив, внесенных в Госдуму, также наблюдаются тенденции дальнейшего ухудшения ситуации для малого и среднего бизнеса.
В связи с этим законопроектом предусматриваются следующие основные изменения:
1. Закрепить возможность неоднократного применения такого административного наказания, как предупреждение.
При этом предусматривается условие – промежуток между совершенными аналогичными правонарушениями должен составлять не менее 180 дней. Если же санкция применяемой статьи предусматривает наказание в виде штрафа или предупреждения, то предупреждение сможет выноситься неоднократно вне зависимости от промежутка времени, прошедшего между правонарушениями.
2. Дифференцировать размеры штрафов для малых и средних предприятий
Так, например, в ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) в отдельной части предлагается прописать дифференцированные размеры штрафов для микро-, малых и средних предприятий. При этом они будут ниже, чем предусмотренные общими нормами данной стати для всех остальных организаций.
Кроме того, в законопроекте предусматривается ограничение размеров штрафов за невыполнение в срок законного предписания антимонопольных органов (ч. 2.1-2.4 и ч 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ). Предельный размер такого штрафа планируется установить в 300 тыс. руб. В настоящее время штрафы за такие правонарушения доходят до 500 тыс. руб.
При этом планируется вывести малые предприятия из сферы действия Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Например, к ним не будут применяться нормы о доминирующем положении на рынке, согласованных действиях и соглашениях, которые не влекут повышение, снижение или поддержание цен на торгах и не нарушают ограничений по доле на рынке и объемам выручки.
По мнению экспертов, рост числа антимонопольных дел против субъектов малого и среднего предпринимательства ведет к снижению конкурентной среды. Кроме того, правонарушения малых и средних предприятий не могут сильно повлиять на экономику страны и на рынок, считает юрист Аппарата Уполномоченного Константин Жуков.
Также планируется ограничить наказание за невыполнение предписаний Банка России или непредоставление ему информации малыми и средними предприятиями, которые являются микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами (ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.7.3 КоАП РФ). Штраф сможет назначаться в пределах от 50 до 200 тыс. руб. (сейчас от 500 тыс. до 700 тыс. руб.).
Кроме того, за неправомерные действия при банкротстве, нарушения в сфере таможенного законодательства планируется ввести предупреждение в качестве альтернативной штрафу меры наказания. Как отметил Константин Жуков, на данный момент, соответствующие штрафы слишком высоки для малых и средних предприятий, а возможности назначить более мягкое наказание у правоприменителей нет.
3. Увеличить максимальный период рассрочки исполнения административного наказания в виде штрафа с 3 мес. до 1 года.
"При штрафах в 150 тыс. и заработке в 30 тыс., люди не могут выплатить штрафы и уходят в банкротство", – отмечает вице-президент "Опоры России" Марина Блудян.
"Это очень опасно для малого и среднего бизнеса, поэтому мы хотели бы, чтобы у правоприменителя было соответствующее право", – Константин Жуков.
4. Уменьшить срок административного приостановления деятельности с 90 до 10 суток
Данное предложение вызвало наиболее оживленные дискуссии среди экспертов. По мнению Уполномоченного и представителей бизнес-сообщества, возможность приостанавливать деятельность организации на срок до 90 суток на практике нередко влечет непоправимый ущерб хозяйственной деятельности. Особенно если речь идет о сезонном бизнесе.
При этом, по словам председателя Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрия Сазонова, как правило, применяется максимальный срок приостановления деятельности, так как формальным основанием для наложения наказания является возможное причинение вреда жизни и здоровью граждан и наступление других опасных последствий.
"Если малый бизнес, например, работает в сфере общепита, то это всегда воспринимается как опасность, судьи стараются на себя ответственность не брать и сразу назначают 90 дней. Здесь отсутствует механизм урегулирования, судья действует по шаблону, а малый бизнес теряет возможность существовать", – отметил Дмитрий Сазонов.
По словам Марины Блудян, даже если предприниматель устранил нарушение и хочет снять приостановление деятельности досрочно, то должен обращаться в суды. При этом сроки рассмотрения таких заявлений зачастую превышают сам срок приостановления деятельности. В связи с этим, по ее мнению идеальным был бы механизм, когда срок приостановления деятельности согласовывается с предпринимателем.
"Если предприниматель готов устранить нарушение за 10 суток, то приостановление должно назначаться судом на этот срок. На данный момент 90 суток – это абсолютный механизм для рейдерских захватов", - пояснила она.
Кроме того, по словам главного эксперта Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Александра Антонова, данный механизм часто имеет под собой коррупционную составляющую. Приостановка на 90 дней деятельности предприятия, которое производит продукты питания, означает разрыв контрактов с сетевыми магазинами, увольнение работников и банкротство предприятия.
"Если инспектор злоупотребил правом и предложил суду приостановить деятельность на 90 дней, кто будет отвечать в итоге за то, что предприятие разорилось?", – прокомментировал он.
Также Уполномоченный предлагает скорректировать и ряд инициатив, которые на данный момент уже находятся на рассмотрении Госдумы. Так, законопроект, внесенный в нижнюю палату во исполнение Постановления КС РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предполагает возможность назначения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой. При этом снижение не может быть более чем в два раза. Однако по мнению Уполномоченного, это двукратное ограничение не должно касаться малых и средних предприятий. Еще одинзаконопроект предусматривает увеличение административных штрафов за нарушение прав потребителей до 30 раз. Согласно позиции бизнес-омбудсмена необходимо уменьшить и дифференцировать размеры этих штрафов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
В законопроекте также содержится и ряд других мер оптимизации административной ответственности малых и средних предприятий, например в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, нарушений в сфере интеллектуальной собственности. Документ планируется направить в Правительство РФ для внесения в Госдуму.
Источник: ГАРАНТ.РУ