Боитесь совершить ошибку?
|
Консультация предоставлена 04.03.2020 г.
Какими нормативно-правовыми актами регулируется обязанность работодателя по оценке профессиональных рисков? Каков для работодателя размер штрафа за отсутствие оценки профессиональных рисков?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков является спорным. Мы полагаем проведение такой оценки целесообразным.
Непроведение оценки уровней профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Совершение предусмотренного этой нормой правонарушения влечет, в частности, наложение штрафа: на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Обоснование вывода:
Под профессиональным риском согласно ст. 209 ТК РФ понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами.
Обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков Трудовым кодексом РФ в настоящее время напрямую не установлена*(1). На этом основании многие специалисты делают вывод об отсутствии такой обязанности. В частности, такую точку зрения можно встретить в многочисленных консультациях Роструда (смотрите ответы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Тем не менее, на наш взгляд, при разрешении данного вопроса необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан, среди прочего, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о системе управления охраной труда. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.
По смыслу Типового положения (смотрите п.п. 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. Поэтому некоторые специалисты (смотрите, например, мнение заместителя начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда А. Назарова) высказывают точку зрения о том, что проводить оценку профессиональных рисков необходимо, а за непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ*(2). Такую позицию можно встретить и в консультациях с портала "Онлайнинспекция.РФ", и в судебных решениях (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 09АП-12295/18, решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2019 N 7-1460/2019, Ленинского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 15.01.2020 N 12-5/2020, Выборгского городского суда Ленинградской области от 26.11.2019 N 12-529/2019, Онежского городского суда Архангельской области от 24.01.2020 N 12-4/2020, Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 05.12.2019 N 12-607/2019, Костромского районного суда Костромской области от 29.01.2019 N 12-5/2019).
Нельзя, однако, не отметить, что само содержание упомянутых норм Типового положения представляется довольно спорным с точки зрения действующего законодательства. Так, согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации в том числе оценки уровней профессиональных рисков. Однако в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. И фактически на сегодняшний день такой порядок отсутствует. В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем такой оценки, основанная на Типовом положении, также представляется не бесспорной.
Тем не менее, учитывая многократные случаи привлечения к административной ответственности за непроведение оценки уровней профессиональных рисков, полагаем целесообразным такую оценку проводить, а также обратиться за официальным разъяснением по данному вопросу в соответствующий орган исполнительной власти, а именно - Минтруд России по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21) либо заполнить форму обращения на официальном сайте (https://rosmintrud.ru/reception/form).
При оценке рисков, по мнению некоторых специалистов*(3), в настоящее время следует руководствоваться ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.12.2009 N 680-ст, а также Руководством по оценке профессионального риска для здоровья работников: организационно-методические основы, принципы и критерии оценки" (Р 2.2.1766-03), утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.
Ответ подготовлен с помощью системы ГАРАНТ
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
*(1) Минтруд России в 2015 году предлагал зафиксировать в Кодексе такую обязанность работодателей, однако предложенный тогда проект закона так и не был внесен на рассмотрение в парламент. Правительством РФ (смотрите распоряжение от 26.04.2019 N 833-р) разработан комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, в рамках которого Минтруду России поручено разработать новый проект федерального закона в течение 2019 года, однако о разработке такого проекта на текущий момент нам неизвестно.
*(2) Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
*(3) Смотрите, например, материалы: - Оценка и управление профессиональными рисками для здоровья работников (Л.И. Ларионова, журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 5, май 2019 г.); - Как оценивают риски, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности (З.В. Стрельбицкая, журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 2, февраль 2019 г.); - Оценка рисков в системе управления охраной труда (журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 10, октябрь 2018 г.).