Организация была аккредитована в реестре IT-компаний в 2022 году согласно Положению о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2022 года N 1729, и соответствовала всем предъявляемым на момент подачи условиям, в том числе по ОКВЭД (основной вид деятельности - 63.11.1, дополнительный - 62.02). В данное Положение постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2023 года N 296 были внесены существенные изменения.
1. В Приложение N 1 были внесены изменения, согласно которым из Приложения N 1 исключены коды ОКВЭД 63.11.1 и 62.02, а оставлены код 63.1 и класс 62.
Повлечет ли такое изменение аннулирование аккредитации компании? Нужно ли поменять коды ОКВЭД согласно новому Приложению N 1 (в какие сроки)?
2. В подпункте д) пункта 4 Положения уточнено, что при подаче заявления об аккредитации согласие в налоговые органы на раскрытие сведений должно быть выдано на период не менее двух лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации. На момент аккредитации компании в 2022 году таких требований о периоде согласия не содержалось, в связи с чем согласие было дано на 2022 и 2023 годы.
Нужно ли аккредитованной компании подать в налоговую инспекцию указанное согласие на 2024 и 2025 годы (до какого времени)?
3. В пункте 26 Положения указано, что организация для прохождения ежегодной проверки должна представить заявление и справку о доходах по установленной уполномоченным органом форме.
Установлены ли такие формы заявления и справки? Каким образом подавать указанные документы?
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, постановлением Правительства РФ от 22.02.2023 N 296 (далее - Постановление N 296) в Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (далее - Положение), были внесены изменения, затронувшие значительное число пунктов этого Положения. В частности, изменения коснулись перечня кодов ОКВЭД, содержащегося в Приложении N 1 к Положению, а также подп. "д" п. 4 Положения, согласно которому для государственной аккредитации организация должна обеспечить возможность раскрытия уполномоченному органу сведений, составляющих налоговую тайну, за предыдущий и текущий годы и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации. При этом содержание п. 26 Положения, который также упоминается в вопросе, осталось неизменным.
Согласно п. 2 Постановления N 296 оно вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом норм, придающих обратную силу утвержденным этим Постановлением изменениям, оно не содержит. Следовательно, само по себе внесение таких изменений не может являться поводом для аннулирования аккредитации организации, которая была получена в период действия прежней редакции Положения.
В то же время необходимо учитывать, что все аккредитованные организации ежегодно, до 1 июля, должны проходить плановую процедуру подтверждения соответствия (п. 27 Положения). Кроме того, уполномоченным органом не более одного раза в год может быть проведена внеочередная проверка таких организаций за последний отчетный период, которым считается предыдущий квартал (п. 24 Положения). При этом в ходе данных контрольных мероприятий проверяется соответствие организации условиям и критериям, предусмотренным п. 22 и п. 25.1 Положения.
В свою очередь, подп. "в" п. 22 Положения предусматривает аннулирование аккредитации организации в случае ее несоответствия пп. 4-10 названного Положения (то есть в том числе и подп. "д" п. 4 Положения), а подп. "г" п. 25.1 Положения включает в предмет проверки обеспечение организацией возможности раскрытия сведений уполномоченному органу путем представления в налоговые органы соответствующего согласия в порядке, утвержденном в соответствии с подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 НК РФ.
С учетом изложенного можно прийти к выводу о том, что организация на момент проведения проверки должна обеспечить раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, не только за текущий и предыдущий годы, но и за два следующих года (2024 и 2025). Сроки предоставления организацией соответствующего согласия напрямую из приведенных норм не вытекают, однако совершенно очевидно, что это должно быть сделано как минимум до даты проведения плановой процедуры подтверждения соответствия (то есть, учитывая, что такая процедура может быть проведена в любой период с 1 января по 1 июля 2023 года, как можно скорее).
Вместе с тем обращаем внимание на то, что указанные выводы сделаны нами лишь на основе системного анализа норм Положения. Каких-либо официальных разъяснений на этот счет нам обнаружить не удалось. В связи с этим рекомендуем обратиться за такими разъяснениями в Минцифры, которое уполномочено давать их в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729.
Относительно изменения перечня кодов ОКВЭД отметим, что такие изменения в части исключения из этого перечня конкретных групп, подгрупп и видов деятельности, относящихся к подклассам 62.0 и 63.1, при внесении в этот перечень класса 62 и сохранении в нем подкласса 63.1 не требуют от аккредитованных организаций совершения каких-либо действий, в том числе внесения изменений в коды ОКВЭД, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Дело в том, что согласно введению к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст), в данном классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:
ХХ класс,
ХХ.Х подкласс,
ХХ.ХХ группа,
ХХ.ХХ.Х подгруппа,
ХХ.ХХ.ХХ вид.
Это означает, что соответствующий класс охватывает все входящие в него подклассы, группы, подгруппы и виды, а подкласс, в свою очередь, все относящиеся к нему группы, подгруппы и виды. Следовательно, указание на какой-либо класс или подкласс в правовом акте свидетельствует о том, что данный правовой акт распространяется на все располагающиеся ниже по иерархии элементы. Иными словами, наличие в перечне, содержащемся в Приложении N 1 к Положению, класса 62 означает, что все ранее отдельно выделявшиеся в нем коды ОКВЭД (62.0, 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4, 62.02.9, 62.03, 62.03.1, 62.03.11, 62.03.13, 62.09) по-прежнему являются кодами видов деятельности, в соответствии с которыми организация вправе получать и сохранять государственную аккредитацию. Только помимо указанных кодов, к ним добавились также и иные коды, входящие в класс 62. Аналогичным образом указание на подкласс 63.1 означает, что коды 63.11, 63.11.1, 63.11.9, 63.12 продолжают оставаться кодами видов деятельности, при наличии которых организация вправе быть аккредитованной. Данный вывод подтверждается информацией Минцифры, содержащейся в статье "Правительство сделало ИТ-аккредитацию доступной большему числу компаний", размещенной в сети Интернет по адресу: https://digital.gov.ru/ru/events/42899/.
Более того, необходимо учитывать, что организация в принципе не смогла бы внести в ЕГРЮЛ изменения в зарегистрированные у нее коды ОКВЭД путем указания лишь на класс или подкласс той или иной деятельности, поскольку из примечания к листу Ж формы N P11001 (заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании) и примечания к листу К формы N Р13014 (заявление о внесении изменений в учредительные документы и сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ), утвержденных приказом ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, следует, что для регистрации в ЕГРЮЛ подлежат указанию не менее 4 цифровых знаков кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (то есть может быть указана максимум группа видов деятельности, но никак не класс или подкласс).
Что же касается нормы п. 26 Положения, из которой действительно следует, что уполномоченный орган устанавливает форму справки о доходах, полученных организацией за предыдущий год от физических и юридических лиц от деятельности в области информационных технологий, то какого-либо нормативного акта, утверждающего указанную форму, на сегодняшний день не принято. Вместе с тем согласно письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.11.2022 N П11-26904-ОГ форма справки о доходах указана на сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/600178/1/form. При этом конкретный способ представления заявления и справки о доходах в Положении не указан, официальные разъяснения на данный счет также отсутствуют. Однако с учетом содержания п. 11 Положения можно предположить, что подача таких документов осуществляется посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Между тем за официальными разъяснениями по данному вопросу также можно обратиться в Минцифры.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
16 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Вы можете получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ.