Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?
Мы нашли выход!
|
Консультация предоставлена 24.03.2017 года
Организация является производителем обуви. Весь производственный цикл осуществляется на предприятиях, расположенных в Республике Беларусь, из сырья (кожа, ткани, нитки и т.п.) российского происхождения, целиком предоставляемого организацией. Может ли организация участвовать как исполнитель в контракте по гособоронзаказу?
Прежде всего отметим, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) правовое регулирование отношений в сфере государственного оборонного заказа осуществляется не только в соответствии с нормами данного Закона, но и в том числе в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ. При этом положения этого законодательства применяются к отношениям в сфере государственного оборонного заказа в части, не противоречащей Закону N 275-ФЗ (ч. 2 ст. 2 этого Закона).
Данное общее положение конкретизируется в ч. 1 ст. 6 Закона N 275-ФЗ, из которой следует, что размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 275-ФЗ.
В свою очередь, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) устанавливает, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Исключения из установленных указанными актами запретов и ограничений могут быть предусмотрены только самими этими актами. При этом заказчики, если они воспользуются указанными исключениями, обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запретов или ограничений.
Поскольку каких-либо особенностей применения указанной нормы Законом N 275-ФЗ не установлено, можно сделать вывод, что она в полном объеме подлежит применению и к отношениям по размещению государственного оборонного заказа.
В связи с этим следует иметь в виду, что на сегодняшний день в силу п. 7 постановления Правительства РФ от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9) к закупкам товаров, работ (услуг), производимым в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа применяются запреты, установленные указанным Постановлением.
В частности, из п.п. 2 и 9 Постановления N 9 следует, что в течение двух лет с момента вступления его в силу устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к этому Постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует. Одним из таких товаров согласно п. 17 Приложения к Постановлению N 9 является обувь.
Буквальное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что по общему правилу при размещении государственного оборонного заказа не допускается закупка товаров, указанных в Приложении к Постановлению N 9, происходящих из любых иностранных государств, не исключая и государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Исключение могут составлять лишь случаи, когда производство соответствующего товара на территории Российской Федерации отсутствует, и это подтверждено заключением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (п. 3 Постановления N 9).
Следовательно, обувь, страной происхождения которой является любая другая страна, кроме Российской Федерации, по общему правилу не может быть предметом закупки в рамках размещения государственного оборонного заказа.
Анализ положений Постановления N 9 показывает, что его нормы не содержат прямых указаний на то, какие товары в целях применения данного Постановления следует считать происходящими из Российской Федерации, а какие - происходящими из иностранных государств. Указанное Постановление включает в себя лишь оговорку о том, что для признания соответствующей продукции произведенной в Российской Федерации учитываются операции, осуществляемые на территории государств - членов ЕАЭС, предусмотренные требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (далее - Приложение N 719) (п. 5 Постановления N 9).
Это означает, что в том случае, если Постановление N 719 допускает для признания товара происходящим из России осуществление некоторых операций по производству этого товара в странах ЕАЭС, то такой товар признается российским и в целях применения Постановления N 9.
Вместе с тем в Постановлении N 719 отсутствуют нормы, касающиеся осуществления производственных операций в отношении такого товара, как обувь. Следовательно, в силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ определение страны происхождения этого товара осуществляется по общим правилам, установленным российским законодательством.
Положениями ч. 1 ст. 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза. При необходимости же определения страны происхождения товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 109 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание, что Российская Федерация и Республика Беларусь являются членами ЕАЭС, установление происхождения товара, производимого из российского сырья в Республике Беларусь, должно осуществляться в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Ялта, 20.11.2009).
В соответствии с разделом I "Термины и понятия" указанных Правил под страной происхождения товара понимается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке или переработке. В свою очередь, производством товара считается выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта.
Поскольку в рассматриваемом случае на территории Российской Федерации не осуществляется никаких операций по получению продукции, указанной в вопросе, а лишь изготавливаются материалы для ее производства, которые в последующем передаются в Республику Беларусь, соответственно, страной происхождения этой продукции является именно Республика Беларусь.
Поэтому в силу положений п. 2 Постановления N 9 обувь, указанная в вопросе, может быть предметом закупки в рамках государственного оборонного заказа только в том случае, если производство аналогичной обуви не осуществляется на территории Российской Федерации. В противном случае поставщику такого товара должно быть отказано в участии в размещении государственного оборонного заказа.
К сожалению, в связи с недавним вступлением в силу Постановления N 9 какой-либо правоприменительной практики, подтверждающей или опровергающей сделанные нами выводы, нам обнаружить не удалось. В связи с этим рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Министерство экономического развития РФ и Федеральную антимонопольную службу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества