Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?
Мы нашли выход!
|
![]() |
Консультация предоставлена 20.02.2017 года
Начиная с 2016 года на вознаграждение членам совета директоров начисляются взносы во внебюджетные фонды, независимо от того, являются члены совета директоров сотрудниками организации или нет. Нужно ли подавать уточненные расчеты по форме РСВ-1 и 4-ФСС и доплачивать взносы? Если нужно, то за какой период?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Начиная с 2016 года Вашей организации следует начислять взносы во внебюджетные фонды (кроме ФСС) с вознаграждений членам совета директоров, а также включать соответствующие выплаты в расчеты по взносам.
Относительно 2015 года и предшествующих лет считаем, что, скорее всего, сдавать уточненные расчеты и доплачивать взносы нет необходимости, однако определенные риски при этом не исключены. В связи с этим считаем целесообразным направить официальный запрос в контролирующие органы с просьбой разъяснить ситуацию.
Обоснование позиции:
Отметим, что ситуация с начислением страховых взносов во внебюджетные фонды на вознаграждение членам советов директоров всегда была спорной, поскольку природа правоотношений между этими лицами и организациями трактовалась плательщиками, фондами и судами по-разному.
Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение, что такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами (смотрите, например, письмо Минтруда России от 26.02.2016 N 17-4/ООГ-318, приложение к письму Фонда социального страхования РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 "Об обложении страховыми взносами отдельных видов выплат" и т.д.).
В то же время арбитражная практика часто складывалась не в пользу плательщиков взносов. В зависимости от конкретных условий (например выплата вознаграждений систематически, аналогично премиям, и в порядке, установленном для выплаты заработной платы за труд на иных должностях в организации) суды приходили к выводам, что выплата ежемесячных вознаграждений членам совета директоров может указывать на гражданско-правовые отношения, связанные с выполнением управленческих функций, в силу чего может подлежать обложению страховыми взносами (постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 N 06АП-2262/15, АС Уральского округа от 10.06.2015 N Ф09-3582/15 по делу N А50-22819/2014, АС Дальневосточного округа от 04.02.2015 N Ф03-6253/14 по делу N А73-6793/201, ФАС Уральского округа от 16.04.2014 N Ф09-1602/14 по делу N А07-10812/201, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 N 18АП-11924/13).
Ситуация кардинально изменилась в 2016 году. Определениями от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). На основании положений указанной статьи решается вопрос об отнесении к объекту обложения страховыми взносами вознаграждений, выплачиваемых членам совета директоров и ревизионной комиссии акционерного общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю деятельности общества.
Конституционный Суд указал, что действующее регулирование предполагает отнесение указанного вознаграждения к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о его выплате в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства (решение Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2016 года").
Это мнение Конституционного Суда РФ должно учитываться всеми судебными и проверяющими органами. С момента опубликования определения Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 N 1170-О (оно опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30.06.2016) для избежания налоговых рисков следует руководствоваться позицией Конституционного Суда.
Следовательно, выплаты членам совета директоров и ревизионной комиссии должны облагаться взносами в том же порядке, что и выплаты по гражданско-правовым договорам на выполнение услуг. Обратите внимание, вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС России (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ)*(1).
Относительно срока, начиная с которого следует начислять взносы во внебюджетные фонды с вознаграждений членам совета директоров, отметим следующее. В соответствии с мнением, изложенным в письме Минтруда России от 15.11.2016 N 17-4/В-448, соответствующие выплаты подлежат обложению страховыми взносами с даты вступления в силу указанных Определений Конституционного Суда Российской Федерации N 1169-О и N 1170-О независимо от того, являются члены совета директоров (наблюдательного совета) общества его сотрудниками или нет. Однако, на наш взгляд, данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной. Поскольку определениями Конституционного суда не признавались неконституционными те или иные положения законодательства, а лишь был выявлен их изначальный правовой смысл, нет оснований считать, что данные нормы ранее имели другое содержание. А поскольку согласно п. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (т.е. взносы считаются нарастающим итогом), то общий размер взносов за 2016 год должен быть рассчитан с учетом позиции Конституционного Суда РФ - с включением в базу для начисления страховых взносов вознаграждений членам совета директоров.
Так как мы не можем исключить того, что правовая позиция Конституционного Суда будет приниматься во внимание при рассмотрении споров, относящихся к данной тематике, вне зависимости от периода возникновения отношений между членами совета директоров и обществом (то есть по расчетным периодам 2015 г. и более ранним), полагали бы целесообразным рекомендовать обратиться в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха с официальным запросом относительно необходимости подачи уточненных расчетов формы РСВ-1 и 4-ФСС за прошлые годы, а также доплаты взносов за прошлые расчетные периоды. При этом, безусловно, организация при взаимодействии с контролирующими органами вправе ссылаться на письмо Минтруда России от 15.11.2016 N 17-4/В-448, обосновывая необходимость пересчета взносов только с момента опубликования соответствующих определений Конституционного Суда России.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона. При этом расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
К сведению:
Расходы в виде страховых взносов во внебюджетные фонды, исчисленных в том числе с выплат и вознаграждений членам советов директоров, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 14.10.2016 N 03-03-06/1/60067).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
*(1) Что, впрочем, не исключает, на наш взгляд, необходимости подать уточненную форму 4-ФСС, поскольку расчет базы для начисления страховых взносов, включенный в указанную форму, требует указания сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.