Какую ставку транспортного налога вправе применять учреждение для транспортного средства (ставка как для автобуса или как для легкового автомобиля)?


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 30.03.2016 года

 

Государственное учреждение (г. Красноярск) в мае 2014 года приобрело автомобиль УАЗ-29892 с количеством сидений - 8 мест (без водителя). В ПТС указан тип транспортного средства - специальный, пассажирское транспортное средство, категория транспортного средства - В; в СТС (документ, выданный ГИБДД) указан тип транспортного средства - "специальный, прочие". В документе "Отраслевой нормаль ОН 025 270-66", регламентирующем классификацию и систему обозначения автотранспортных средств, такая модель не прописана.

Какую ставку транспортного налога вправе применять учреждение для указанного транспортного средства (ставка как для автобуса или как для легкового автомобиля)?

Если в ОН 025 270-66 не приписан тип ТС 29 (автобус или легковой), то возможно применить классификацию автотранспортных средств, принятую ЕЭК ООН, для доказательства для налогового органа, что данный автомобиль относится к легковым?

 

 

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

 

В отношении указанного в вопросе транспортного средства возможно применение ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей.

При возникновении спора с налоговым органом считаем, что шансы доказать в суде принадлежность этого транспортного средства к категории легковых автомобилей достаточно велики.

 

 

Обоснование позиции:

 

В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, в частности, в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (далее - ТС). Из указанной нормы также следует, что, помимо мощности двигателя, ставки транспортного налога дифференцируются в зависимости от типа ТС (в том числе автомобили легковые, автомобили грузовые, автобусы другие самоходные ТС (ст. 358 НК РФ)).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории ТС, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Ввиду этого в отношении автомобилей одинаковой мощности предусмотрены разные ставки налога в зависимости от категории ТС.

Так, в 2016 году Законом Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" в отношении мощности двигателя до 150 л.с. включительно для легковых автомобилей предусмотрена ставка налога, равная 14,5 руб., для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно - 25 руб. Соответственно, необходимо определить, к какой категории относится ТС.

НК РФ не установлены критерии, исходя из которых возможно отнесение ТС, в частности, к категории легковых автомобилей или к категории автобусов.

В этой связи следует обратиться к Методическим рекомендациям по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденным приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), которые в настоящее время действуют в части, не противоречащей НК РФ.

Следует учитывать, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами (п. 2 ст. 4 НК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05).

 

Общероссийский классификатор основных фондов

 

Пунктом 16 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359,

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция).

В ОКОФ в разделе 15 "Транспортные средства" предусмотрено несколько подклассов, например:

- автомобили легковые - код 15 3410010;

- автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов - код 15 3410020;

- автомобили-самосвалы - код 15 3410220;

- автобусы и троллейбусы - код 15 3410030;

- и другие.

К каждому подклассу относятся различные виды ТС, соответственно, если знать наименование транспорта, можно посмотреть, к какому подклассу он принадлежит.

Вместе с тем определить категорию ТС на основании ОКОФ не всегда представляется возможным, так как данный классификатор не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ, поэтому использование ОКОФ возможно лишь в части, не противоречащей Конвенции (смотрите также письмо Минфина России от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15).

Кроме того, Минфин России указывает, что установленное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям ТС, предусмотренным Конвенцией, которая устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Например, смотрите письмо Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137.

Суды, рассматривая вопросы применения ставок при исчислении транспортного налога, отклоняют ссылки налогоплательщиков на ОКОФ, указывая при этом, что данный классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и не сопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ. Смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2013 N Ф07-3229/13 по делу N А56-51178/2012, ФАС Поволжского округа от 08.02.2012 N Ф06-50/12 по делу N Ф55-13540/2011.

В то же время данные ОКОФ учитываются судами при решении вопроса о применении ставки по транспортному налогу, но только в совокупности с иными доказательствами. Например, смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14.08.2013 N 33-6425/2013.

 

Паспорт транспортного средства

 

В п. 5 приложения 6 Конвенции перечислены категории ТС. В частности, автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, отнесены Конвенцией к категории В.

В свою очередь, в соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение), в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства (ПТС) указывается категория, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией.

В строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение ТС, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), Свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного ТС буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других ТС (например УАЗ 29892) (п. 26 Положения).

Согласно п. 27 Положения в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Единого мнения насчет того, какие сведения из ПТС необходимо учитывать при определении категории автомобиля в целях уплаты транспортного налога и ставки транспортного налога, нет.

Существует мнение, что принадлежность ТС к категории "В" автоматически означает, что данное ТС является легковым автомобилем. Такое мнение поддерживается некоторыми судами (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 N Ф04-3338/2009, ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 N А11-10035/2008-К2-26/558, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6558/2006-2712А) и в 2007 году поддерживалось Минфином России (смотрите письмо от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17).

Однако, на наш взгляд, такое мнение неверно. Так, в приведенной классификации не употребляются такие понятия, как "легковой автомобиль", "грузовой автомобиль", "автобус" и т.д. Следовательно, однозначно сказать, что, например, автобус не может быть включен в категорию "В", нельзя. В Положении расшифровка данных понятий также отсутствует, а в Конвенции указанные термины вообще не встречаются.

Поэтому полагаем, что отнесение ТС к категории "В" совершенно не означает, что в целях исчисления транспортного налога данное ТС следует рассматривать в качестве легкового автомобиля.

Отметим, что в настоящее время именно такой позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (смотрите письма от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1). Финансовое ведомство считает, что категория ТС, устанавливаемая для целей налогообложения, определяется исходя из типа ТС и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС. При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип ТС, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус).

Существует и судебная практика со схожими выводами (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014, СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.11.2013 по делу N 33-7121/2013, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-1780/2013).

В апелляционном определении СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014 было отмечено, что только по категории нельзя определить принадлежность ТС, в частности, к "грузовым" или "легковым" автомобилям.

Таким образом, мы видим, что для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении ("категории"), указанных в ПТС. Однако в рассматриваемом случае тип ТС - специальное пассажирское ТС, также не позволяет определить категорию ТС в целях налогообложения.

Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам ТС организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями ТС в установленном нормативными правовыми актами РФ порядке, таможенными органами ФТС России или подразделениями ГИБДД в порядке, установленном Положением.

Следовательно, полномочиями по отнесению ТС к тому или иному типу ТС наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения ГИБДД.

 

ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения"

 

Поскольку нормативные документы, указанные в п. 16 Методических рекомендаций, также не позволяют однозначно отнести некоторые автомобили марок УАЗ, а также ИЖ, ГАЗ к грузовым или легковым, целесообразно обратиться к ГОСТу Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст, далее - ГОСТ Р 52051-2003). Это продиктовано положениями ст. 11 НК РФ, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В ГОСТ Р 52051-2003, в частности, выделены следующие категории автомобилей:

- категория M1 - ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (п. 3.1 (смотрите также 9.1) ГОСТ Р 52051-2003);

- категория M 2 - ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (п. 3.2 ГОСТ Р 52051-2003).

При этом в соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52051-2003 к ТС специального назначения относятся ТС категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования (которые перечисленные далее в п. 6.1 ГОСТ Р 52051-2003).

В соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 данные по сертификации автомобиля должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль.

Специалисты УМНС России по г. Москве (письмо от 03.08.2004 N 23-01/3/50988) при определении типа автомобилей, выпускаемых ОАО "Ульяновский автомобильный завод", рекомендуют использовать информацию, предоставленную службой главного конструктора завода по выпускаемым автотранспортным средствам.

Используя данную информацию, специалисты налоговых органов указывают, что модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается с цифр:

- 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, - должны быть отнесены к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории M1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)";

- 2206, 3962, - должны быть отнесены к автобусам, так как сертифицированы по категории M2 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн".

Однако в отношении современных моделей автомобилей, в частности автомобиля УАЗ-29892, подобных разъяснений в настоящий момент нами не обнаружено. В этой связи полагаем, что организация может обратиться с официальным запросом к производителю.

Вместе с тем, исходя из анализа представленной в письме информации, полагаем, что если рассматриваемый в вопросе автомобиль также сертифицирован по категории M1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)", то он должен быть отнесен к легковым автомобилям.

 

Отраслевая нормаль ОН 025 270-66

 

В настоящее время в нашей стране используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автотранспортных средств. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая автотранспортные средства специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 "О направлении Методических рекомендаций").

Согласно ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении ТС обозначает тип (вид автомобиля):

1 - легковой автомобиль;

2 - автобус;

3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;

4 - седельный тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7 - фургон;

8 - резервная цифра;

9 - специальное ТС.

Из приведенной классификации следует, что ТС УАЗ-29892 относится к специальным ТС (вторая цифра - 9), однако это обстоятельство для решения вопроса о выборе ставки по транспортному налогу не несёт какой-либо полезной информации.

Однако даже в том случае, если отраслевая нормаль позволяла бы причислить данный автомобиль к легковому автомобилю (или автобусу), это обстоятельство не имело бы решающего значения для целей налогообложения. Потому что в отношении применения отраслевой нормали при решении вопроса о выборе ставки по транспортному налогу сложившаяся арбитражная практика противоречива и неоднозначна.

Так, некоторые суды указывают, что отраслевая нормаль ОН 025 270-66 разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения, поэтому при определении ставки транспортного налога эта нормаль учитываться не должна (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 N А56-25389/2006, от 18.12.2006 N А56-43379/2005, от 13.11.2006 N А05-6552/2006-22, от 30.05.2006 N А26-11425/2005-212, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 13АП-3361/2008, решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2008 N А56-33426/2007, Арбитражного суда Рязанской области от 20.11.2006 N А54-4020/2006С8).

Другие суды при вынесении решений принимают отраслевую нормаль ОН 025 270-66 во внимание, правда, сведения, полученные из данного документа, используются судами в совокупности со сведениями, полученными из ПТС и с учетом классификации категорий ТС (А, В, С, D, прицеп) (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2009 N А05-13177/2008, от 05.06.2008 N А05-223/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2008 N А29-6237/2007, от 06.05.2009 N А29-7851/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122, постановление кассационной инстанции - Президиума Архангельского областного суда от 08.08.2012 N 44г-16/2012, определение Ленинградского областного суда от 03.10.2012 N 33-4499/2012).

Отметим, что специалисты финансового ведомства также в своих разъяснениях (смотрите вышеназванные письма Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1) приводят ссылки на отраслевую нормаль, но конкретных выводов о возможности ее применения для рассматриваемых нами целей не делают.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что однозначно определить тип УАЗ-29892 в настоящее время невозможно. Мы полагаем, что данные ТС в целях исчисления транспортного налога можно рассматривать в качестве легковых автомобилей. Вместе с тем при таком подходе не исключено, что свою правоту организации придется доказывать в судебном порядке.

С учетом анализа судебной практики в отношении аналогичных автомобилей (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 N Ф04-6866/2006(28032-А81-15), от 05.09.2007 N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)) полагаем, что шансы выиграть спор с налоговиками в данном случае достаточно высоки.

Самым последним аргументом для доказательства того, что рассматриваемый нами автомобиль является легковым, может быть ссылка на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этот аргумент также используется судьями при вынесении решений в пользу налогоплательщиков.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Графкин Олег

 

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей