Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел дело по иску банка о взыскании материального ущерба со своего работника. Свои требования работодатель мотивировал тем, что в результате халатного отношения работника к своим обязанностям были созданы условия для хищения из банкомата денежных средств другим сотрудником банка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 мая 2019 г. № 64-КГ19-2).
Сам вор был привлечен к уголовной ответственности. С него в пользу банка была взыскана вся сумма украденного. Однако работодатель решил этим не ограничиваться и посчитал необходимым привлечь к материальной ответственности в том числе и работника, неосмотрительностью которого воспользовался преступник.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований работодателя отказал, однако это решение было пересмотрено в порядке апелляции. Сахалинский областной суд посчитал претензии банка законными и постановил на основании ст. 1080 Гражданского кодекса взыскать сумму ущерба в солидарном порядке как с вора, так и с ответственного работника.
Однако с этими выводами не согласился уже ВС РФ. Суд указал, что приговор суда в отношении преступника, которым он был признан виновным в краже и которым с него была взыскана в пользу банка сумма ущерба в полном объеме, носит преюдициальный характер в том числе и для разрешения рассматриваемого трудового спора. Поскольку другим судом уже было установлено, что в причинении ущерба был виновен именно вор, оснований для возложения ответственности на другого работника у суда не было.
Кроме того, статья 1080 ГК РФ регулирует гражданско-правовые отношения и не подлежит применению к трудовым отношениям. Условия и порядок возложения на работника ответственности за имущественный вред, причиненный работодателю работником при исполнении трудовых обязанностей, регламентированы трудовым законодательством, в котором отсутствуют положения о солидарной ответственности работников при возмещении работодателю ущерба, причиненного работниками при исполнении трудовых обязанностей.
Источник: Система ГАРАНТ