ЮРИДИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
Телефон:
Главная \ Новости \ Роспотребнадзор напомнил о недопустимости навязывания допуслуг при заключении договоров с потребителями через Интернет

Новости

« Назад

Роспотребнадзор напомнил о недопустимости навязывания допуслуг при заключении договоров с потребителями через Интернет 14.11.2020 00:43

Ведомство проинформировало о своей позиции, которой оно придерживается при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений (то есть договоров, заключаемых путем щелчка мышью по клавише "я согласен", если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки) (Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 ноября 2020 г.).

Роспотребнадзор считает, что само по себе проставление "галочки" под условиями договора, изложенными на сайте продавца (исполнителя) в сети Интернет, не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

При этом есть ряд обстоятельств, которые очевидно свидетельствуют о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным. К ним относятся, в частности, следующие:

  • наличие текста с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемого товара (услуги), при котором потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемого товара (услуги) и условиях приобретения;
  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки ("галочки").

Ведомство также отметило, что в гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому если продавец или исполнитель рассчитывают на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав – это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 Гражданского кодекса.

Потребителям, которые столкнулись с ущемлением своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг), необходимо обращаться к виновному лицу (в данном случае - к исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не разрешен - в территориальные органы Роспотребнадзора, приложив к обращению необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.

В заключение ведомство напомнило, что навязывание дополнительных услуг запрещено ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей". Компания, виновная в нарушении права потребителя на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

банки и банковская система, информационные технологии, обязательства, сделки, права потребителей, страхование, физлица, юрлица, Роспотребнадзор

Источник: Система ГАРАНТ


Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
Россия, 192019
Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-911
Телефон
Яндекс.Метрика
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su