С таким законопроектом выступила группа депутатов. Выпускники школ будут сами решать, сдавать ЕГЭ либо же попробовать поступить в вуз по итогам вступительных испытаний самого вуза. При этом вузы смогут сами определить круг предметов, результаты ЕГЭ по которым они принимать не будут.
Обязательным предметом для сдачи, помимо русского языка и математики, станет литература. Минпросвещения России сможет дополнять этот перечень и другими обязательными предметами. Предусмотрено, что обществознание и история проводятся устно полностью или частично, а литература – по выбору школьника в форме сочинения или устно.
Если поправки получат одобрение, они вступят в силу с 1 января 2023 года.
Свою инициативу авторы объясняют тем, что цели введения ЕГЭ на практике исказились. Так, единый экзамен действительно обеспечил доступ абитуриентов в ведущие вузы страны – но потом, отучившись, выпускники часто не возвращаются домой, что обедняет интеллектуальный потенциал их родных городов.
Кроме того, депутаты ссылаются на данные социологов, согласно которым 70% всех абитуриентов готовятся к ЕГЭ при помощи репетиторов. При этом семьи с высокими доходами тратят на эти цели примерно в пять раз больше средств, чем семьи с низкими доходами. Другими словами, обеспечивая более высокую академическую мобильность, единый госэкзамен увеличивает неравенство образовательных возможностей в зависимости от социального положения семей.
Наконец, ученики старших классов концентрируются на изучении исключительно тех предметов, по которым планируют сдавать ЕГЭ – а уровень знаний по остальным неизбежно падает. В пояснительной записке приводится несколько примеров. Так, около трети школьников старших классов согласны с утверждением о том, что гены есть лишь у генномодифицированных растений. 44% согласны с тем, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения. Большинство не может назвать союзников и противников России и СССР в первой и второй мировых войнах (за исключением Гитлера).
По мнению экспертов, даже при улучшении системы контрольно-измерительных материалов формализованный экзамен, особенно по гуманитарным предметам, приводит к формированию несистемного, фрагментарного, "клипового" мышления.
2023, государственное управление, ЕГЭ, законопроекты, образование и наука, физлица, Госдума
Источник: ГАРАНТ.РУ