Ст. 256 Трудового кодекса предоставляет право во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. И хотя любое уменьшение рабочего времени по сравнению с предусмотренной для соответствующей категории работников нормой свидетельствует об установлении неполного рабочего времени, это не всегда позволяет сохранить за работником право на получение пособия (письмо ФСС России от 19 января 2018 г. № 02-08-01/17-04-13832л).
Так, уже признавалась противоправной выплата работникам пособия за счет средств ФСС России при условии сокращения продолжительности их рабочего времени на 5 и 12 минут в день (определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-172, от 1 декабря 2017 г. № 309-КГ17-17691). Свои решения судьи объясняли тем, что пособие по уходу за ребенком призвано компенсировать заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком. Вместе с тем столь незначительное сокращение продолжительности рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации пособие по уходу за ребенком приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС России.
Безусловно, такая логика вполне устраивает и сам Фонд. В рассматриваемом письме его специалисты признают, что действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но при этом указывают, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода.
Вместе с тем в судебной практике пока не сформировалось каких-либо критериев, по которым можно было бы определять, является ли конкретное снижение продолжительности рабочего времени достаточным для ухода за ребенком. В письме специалисты Фонда предлагают свое решение данной проблемы. По их мнению, при установлении работнику неполного рабочего времени следует исходить из того, что оно должно быть установлено в часах. Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком и повлекшая утрату заработка.
Критерий представляется довольно странным, учитывая тот факт, что с точки зрения математики в часах можно выразить любой временной промежуток. Если имелось в виду, что необходимо, чтобы время сокращалось не менее чем на полный час, то неясно, почему не подходит сокращение на 60 минут. Можно ли при таких условиях сократить рабочее время на 120 или, например, 150 минут? Очевидно, эти вопросы требуют последующего уточнения.
Отметим, что недавно Удмуртское региональное отделение ФСС России высказывало мнение о том, что неполное рабочее время работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не может превышать 60% нормы.
Источник: Система ГАРАНТ