В июле текущего года Правительство РФ включило услуги в сфере здравоохранения в перечень продукции, товаров, работ, услуг, поддержка экспорта которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти в приоритетном порядке.
Фактически речь идет о развитии въездного медицинского туризма. Эксперты отмечают, что это очень перспективное направление, поскольку мировой рынок медицинского туризма составляет примерно $45-72 млрд. Однако ни Минздрав России, ни Росстат не владеют точными данными о том, сколько человек приезжает в Россию с целью получения медицинских услуг и сколько средств в результате поступает в систему российского здравоохранения, отметили участники экспертного совещания, состоявшегося 15 сентября в Аналитическом центре при Правительстве РФ. По их словам, в прошлом году не более 19 тыс. иностранных граждан приехали в Россию лечиться, причем абсолютное большинство из них – граждане стран СНГ. Для сравнения: Республика Беларусь, где медицинский туризм был включен в национальную программу развития туризма еще в 2008 году, ежегодно принимает 180-200 тыс. медицинских туристов, отметил генеральный директор компании медицинского туризма "Амедтур" Виктор Ильюшиц.
По мнению экспертов, для системного развития сферы медицинского туризма в России необходимо в первую очередь закрепить в федеральном законодательстве соответствующее понятие и ввести специальные медицинские визы, упрощающие въезд иностранцев в Россию с целью лечения. Стоит отметить, что в начале этого года определение медицинского туризма появилось в законе о туристской деятельности Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 17 февраля 2017 г. № 93-13), а городские власти заключили с Всемирной туристской организацией меморандум о продвижении города как центра туризма, в том числе медицинского, сообщил президент Ассоциации медицинского туризма Игорь Платонов.
Информирование иностранцев о возможностях российских медицинских центров – необходимое условие развития въездного медицинского туризма. Оно может осуществляться, в частности, в рамках деятельности подведомственного Ростуризму Национального маркетингового центра по туризму (Visit Russia), уверены эксперты. Однако для того чтобы рекламировать медицинские услуги на мировом рынке, нужно, во-первых, определить конкретный перечень организаций, готовых на постоянной основе принимать иностранных граждан, а во-вторых, обеспечить последним получение привычного сервиса (речь идет как о наличии необходимого оборудования, так и о культуре общения с пациентами), отметил заместитель руководителя Ростуризма Роман Скорый.
Одним из способов подтверждения качества оказываемых медицинской организацией услуг является добровольная сертификация: международная либо национальная, стандарты которой признаются за рубежом. Российские стандарты таковыми не являются, поэтому для выхода на мировой рынок клинике желательно аккредитоваться по стандарту JCI (Joint Commission International – крупнейшая международная организация по аккредитации медицинских учреждений; в настоящее время по стандарту JCI аккредитовано около 1000 медицинских учреждений, всего 3 из них – российские) или по более распространенному стандарту ISO, считает Игорь Платонов. Наличие международного сертификата учитывается и иностранными страховыми компаниями при выборе клиники для клиентов. При этом стандарты оказания медицинской помощи иностранным гражданам и россиянам не должны различаться – недопустимо говорить о более качественных услугах для иностранцев, подчеркнули эксперты.
В то же время к идее создания "копий" зарубежных медицинских учреждений на территории международного медицинского кластера (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ) профессиональное сообщество пока относится настороженно. Как отметил директор Фонда международного медицинского кластера Михаил Югай, суть проекта заключается в предоставлении иностранным клиникам возможности работать в России по своим стандартам, используя оборудование и медицинские препараты, не зарегистрированные в РФ, и привлекая иностранных специалистов в упрощенном порядке, но по более низким, чем в стране нахождения "головной" клиники ценам. Предполагается, что на базе таких учреждений смогут повышать квалификацию российские врачи.
Тем не менее многие эксперты уверены, что создание таких центров негативно отразится на состоянии конкуренции в сфере медицинских услуг. Поэтому, по их мнению, лучше сосредоточиться на обновлении оборудования и повышении качества оказания помощи в российских клиниках, что автоматически выведет систему здравоохранения на новый уровень, так как медицинским учреждениям придется бороться за пациентов. Тем самым решится и куда более важная, чем развитие въездного туризма, задача – уменьшить количество граждан РФ, выезжающих на лечение за границу.
Ряд современных российских центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, уже сейчас конкурентноспособны на мировом рынке, однако оказываемые в России услуги по реабилитации оставляют желать лучшего, подчеркнула директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. В связи с этим она предложила подумать, например, о взаимодействии медицинских учреждений с санаторно-курортными организациями, которые могут принимать пациентов на время их реабилитационного периода.
Как видно, идей по развитию медицинского туризма у представителей профессионального сообщества немало, однако до тех пор, пока не будет определена ответственная за данную сферу структура, вряд ли можно ожидать их практической реализации.
Источник: ГАРАНТ.РУ