Напомним, что уже с 1 июля текущего года большинство предприятий и ИП, применяющих контрольно-кассовую технику (далее – ККТ), будут обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы через онлайн-кассы (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Новые требования законодательства касаются в том числе и интернет-магазинов. То есть, в случае оплаты товара или услуги электронными средствами платежа в Интернете, онлайн-магазин обязан будет передать электронный чек на абонентский номер покупателя либо на адрес его электронной почты и обеспечить в момент расчета передачу фискальных документов в налоговые органы (п. 5, п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее – Закон № 54-ФЗ).
Вместе с тем исследование, проведенное "Левада-Центром", Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) и компанией АТОЛ, показало, что только треть магазинов (28%), принимающих оплату в Интернете, технически готовы сейчас выдавать покупателям чеки в момент расчета, в соответствии с обновленным Законом № 54-ФЗ. Еще 13% интернет-ритейлеров находятся на стадии тестирования оборудования и 16% – лишь только выбрали подходящее технологическое решение. Остальные 43% магазинов пока не приняли мер, достаточных для реализации поправок в закон.
Однако президент АКИТ Алексей Федоров считает, что дела с восприятием новой системы работы владельцами интернет-магазинов обстоят не так уж плохо. Так, по данным исследования АКИТ, 80% интернет-магазинов, входящих в топ-1000 и имеющих офлайн-точки продаж, уже готовы к переходу на онлайн-кассы. Он отметил, что в связи с требованием Закона № 54-ФЗ о технической модернизации оборудования, у бизнеса появляется ряд преимуществ. "Мы считаем эти нововведения большим благом для рынка, поскольку понимаем, что "белые" игроки всегда находились в ущербном положении относительно "серых" и "черных", которые вообще не пробивали чеки при клиенте, – комментирует эксперт. – Уход с рынка "серых" недобросовестных продавцов будет повышать доверие потребителей к российской интернет-торговле, и они смогут покупать те товары, которые им захочется, не боясь быть обманутыми, позволит уверенно вносить предоплату на сайте".
Между тем почти половина (47%) опрошенных предпринимателей все-таки отметили затруднения в переходе на новый порядок работы. Среди главных барьеров были названы – отсутствие необходимых бюджетов на переоснащение (35%), непонимание его технических аспектов (17%) и отсутствие технических решений (12%).
Между тем ФНС России недавно разъяснила, что предприниматель может иметь ККТ как на праве собственности, так и на праве пользования или владения (письмо ФНС России от 19 мая 2017 г. № ЕД-4-20/9431). То есть покупать ее необязательно, а можно взять в аренду. Однако такое правило не применяются к фискальному накопителю. Напомним, что это устройство должно обеспечивать некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и храниться в течение 5 лет с даты окончания его использования в составе ККТ (ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ). Эксперты в связи с этим оценили, насколько востребованной окажется возможность аренды ККТ у пользователей.
Так, по предварительным подсчетам, проведенным компанией АТОЛ, годовая аренда кассового аппарата в среднем обойдется предпринимателю в 30 тыс. руб. в год, а при его покупке придется потратить единовременно уже 45 тыс. руб. По словам директора дивизиона продуктов компании АТОЛ Эдуарда Болмосова, стоимость аренды складывается из оплаты непосредственно аренды – около 24 тыс. руб. в год, и стоимости фискального накопителя – примерно 6,1 тыс. руб., который предпринимателю необходимо приобрести самостоятельно. Эксперт при этом подчеркнул, что владение ККТ на праве собственности подразумевает дополнительные затраты на сервисное сопровождение, оператора фискальных данных, круглосуточную поддержку и интеграцию с платежными агрегатами. В базовый тариф аренды кассовой техники в компании все затраты включены. "Для интернет-магазинов сегодня есть такие решения, которые позволяют с минимальными финансовыми, временными и трудовыми затратами перейти на новые правила работы", – добавил представитель производителя ККТ.
Помимо отсутствия бюджетов у интернет-магазинов на переоснащение, Эдуард Болмосов отметил еще одну проблему. Многие из ритейлеров до сих пор не понимают какие функции выполняет оператор фискальных данных (далее – ОФД) при передаче кассовых чеков и зачем пользователям ККТ нужна квалифицированная электронная подпись (далее – КЭП). "Лишь 20% из опрошенных в курсе, какие функции выполняет ОФД. 27% респондентов имеют слабое представление о его роли, 54% признались, что ничего не знают об этом, – рассказал эксперт. – Кроме того, почти у половины интернет-магазинов (45%) отсутствует КЭП. При этом 10% из них не знают, что такое КЭП".
Напомним, что оператор фискальных данных – это организация, получившая в установленном порядке в налоговой службе разрешение на обработку фискальных данных, на основании которого она осуществляет обработку этих данных, принятых от пользователя ККТ в режиме реального времени и передает их в соответствии с законом в налоговые органы (п. 5 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ). А квалифицированная электронная подпись – это вид электронной подписи, которая необходима для регистрации онлайн-кассы через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи", п. 4 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Добавим, что ответы на многие вопросы можно найти в материале "Контрольно-кассовая техника".
Как сообщил начальник отдела Управления оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин, из прогнозируемых ими 1,1 млн налогоплательщиков на новые правила работы с ККТ по состоянию на конец июня перешли – 850 тыс. Сложившуюся ситуацию он объяснил большим спросом на фискальные накопители и отсутствием их в достаточном количестве на рынке. В связи с этим он ответил на, пожалуй, самый волнующий предпринимателей вопрос, что их ожидает, если они не успеют перейти на новый порядок работы вовремя. "Согласно письму Минфина от 30 мая (№03-01-15/33121) налогоплательщик не привлекается к ответственности в том случае, если он заключил договор с IT-компанией, но при этом по какой-то причине этот договор со стороны поставщика исполнен не был. В этот период он может применять то устройство, которое он использовал ранее для выдачи клиенту документа, подтверждающий расчет", – рассказал представитель налоговой службы.
Напомним, что с 1 июля за неприменение онлайн-касс с торгового предприятия будет взиматься штраф. Размер штрафа зависит от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, то есть по которому не будет пробит чек. Так, для должностных лиц или ИП штраф составит от одной четвертой до одной второй размера суммы, внесенной не через кассу, но не менее 10 тыс. руб. За то же нарушение юрлица будут оштрафованы от трех четвертых до одного размера указанной суммы, но не менее 30 тыс. руб (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Источник: ГАРАНТ.РУ