Генеральная прокуратура РФ пояснила, что осуществляет свою деятельность по предметному, зональному и предметно-зональному принципам в соответствии с полугодовыми планами работы, разработанными на основе изучения состояния законности и прокурорской деятельности (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 апреля 2017 г. № 76/2-288-2017). Таким образом, ведомство планирует продолжать проведение плановых проверок исполнения законов в отношении конкретного лица. При этом прямо не указывается на то, что проверки планируются лишь в отношении тех лиц, на действия которых поступили жалобы, либо факт правонарушения усматривается из других материалов, содержащих достаточные данные о несоблюдении закона, либо прав и свобод человека и гражданина.
Напомним, что прокурорская проверка проводится на основании информации о фактах нарушения законов, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без ее проведения (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"). Стоит отметить, что на эту же норму ссылается и КС РФ, поясняя, что основания и поводы для прокурорской проверки должны быть связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности проверяемого признаков нарушений законов (Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П).
В то же время суды встают в данном аспекте на сторону прокуроров. В частности, Верховный Суд Российской Федерации признал законной прокурорскую проверку, проведенную в отсутствие жалоб, заявлений или сообщений о нарушении требований законодательства. Суд подчеркнул, что действующее законодательство допускает осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только на основании конкретных обращений, но и в инициативном порядке (постановление ВС РФ от 12 февраля 2016 г. № 304-АД15-19173).
Источник: ГАРАНТ.РУ