Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России в своем письме от 21 марта 2017 г. № 03-01-15/16182 проанализировал особенности применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).
Согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", ККТ должна применяться на территории России в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов.
Из этого правила существует ряд исключений. Например, не применять ККТ при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета, могут организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). В свою очередь, в отдаленных от сетей связи местностях пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Критерием определения отдаленных от сетей связи местностей является численность населения не более 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей").
В письме указываются основные отличия нового порядка применения ККТ от старого. В частности, до 36 месяцев увеличен срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе ККТ. Такой срок предусмотрен для пользователей при оказании услуг, а также для пользователей, применяющих специальные режимы налогообложения - УСН, патентную систему налогообложения, ЕНВД (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ).
Кроме того, исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. "Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты", - подчеркивается в письме.
По информации, представленной производителями ККТ, минимальная стоимость нового порядка применения ККТ не превысит 25 тыс. руб. В эту сумму включены: приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс. руб. В свою очередь, стоимость модернизации старой ККТ, по оценке производителей, составит около 4-6 тыс. руб.
Новым порядком применения ККТ предусмотрена передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов в режиме реального времени. Ожидается, что принятые изменения позволят:
- создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ;
- сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств;
- создать условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
- вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.
Также финансисты напоминают, что на официальном сайте ФНС России в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ.
Источник: ГАРАНТ.РУ