Законопроект1, подготовленный Минстроем России, обсуждался на прошлой неделе в Совете Федерации в рамках круглого стола "О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)".
Основная цель законопроекта, как отметил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов, – это создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги, а также обеспечение гарантированного поступления на счета ресурсоснабжающих организаций денежных средств, уплаченных потребителями за предоставление коммунальных услуг.
Для достижения этой цели законопроектом предусмотрено, что договоры ресурсоснабжения заключаются поставщиками услуг непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме, а плата за жилищно-коммунальные услуги будут осуществляться через региональный единый информационно-расчетный центр (далее – ЕИРЦ). Таким образом, расчетный центр возьмет на себя обязанности управляющих организаций по начислению платы, печати платежных документов, приему платежей, распределению денежных средств среди ресурсоснабжающих организаций и централизованной работе с неплательщиками коммунальных услуг. Форма платежного документа будет представлять собой свод платежек за все коммунальные услуги, а информация, которая будет в нем содержаться, позволит обеспечить зачисление средств, внесенные гражданами в качестве платы за коммунальные услуги, непосредственно на расчетные счета конечных получателей.
Также, по словам заместителя директора Департамента ЖКХ Минстроя России Елены Солнцевой, одной из причин внесения этой законодательной инициативы послужили и участившиеся случаи банкротства управляющих организаций. "Система расчетов населения за коммунальные услуги сейчас такова, что денежные средства поступают ресурсоснабжающим организациям от управляющих компаний со значительной задержкой или вовсе не поступают, - отмечает она. – "Общий объем накопленной задолженности в сфере ЖКХ, в том числе поставщикам энергоресурсов, превышает 950 млрд руб."
Отметим, что в настоящее время деятельность ЕИРЦ законодательно не регулируется ни Жилищным кодексом, ни Гражданским кодексом. Так, в Жилищном кодексе определена лишь обязанность производить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации владельцами жилых помещений в многоквартирных домах (ст. 153 ЖК РФ).
Вместе с тем, из материалов круглого стола, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что во многих регионах России
(г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Казань) ЕИРЦ уже созданы. Однако, как отметил Юрий Липатов, в работе существующих расчетных центров имеются недостатки. Так, по его словам, нередко выявляются ошибки при формировании платежных документов, отсутствует прозрачность расчетов, недостаточно активно ведется работа по возврату дебиторской задолженности, существуют перебои в функционировании личных кабинетов пользователей.
Вместе с тем в Московской области работа по внедрению расчетных центров началась еще в 2013 году и, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина, собираемость платежей с момента внедрения системы ЕИРЦ достигает 100%. Однако, министр отметил позицию жителей многоквартирных домов, которые не доверяют расчетам, если они осуществлены частной компанией, в какой организационно-правовой форме бы они ни были представлены . "Граждане хотят, чтобы за организацию, которая осуществляла расчет коммунальных платежей, отвечала муниципальная или региональная власть", – подчеркнул министр. – Поэтому в состав ЕИРЦ должна входить государственная структура, например, по примеру Подмосковья" [блокирующий пакет (25,1%) ООО "МосОблЕИРЦ" принадлежит ГУП МО "Коммунальные системы Московской области". – Ред.].
Елена Солнцева пояснила, что организации, которые будут выполнять функции ЕИРЦ, могут быть отобраны на конкурсной основе органом государственной власти субъекта или же учреждены непосредственно им. В этом случае субъект федерации будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ЕИРЦ своих обязанностей.
Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков, в свою очередь, поделился опытом работы созданных в области ЕИРЦ, которым к настоящему времени передали полномочия по расчету, начислению и распределению денежных средств, перечисляемых гражданами за коммунальные услуги, более 130 управляющих организаций. В связи с этим представитель региона предложил предусмотреть в законопроекте возможность продолжения работы уже созданных центров. "На уровне региона нами очень много затрачено средств и сил для создания этой системы, и хотелось бы, чтоб как минимум три года была возможность этим центрам работать без процедуры отбора", – предложил Роман Марков.
Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко положительно оценил практику регионов по внедрению ЕИРЦ, отметив необходимость учесть их предложения при рассмотрении законопроекта.
Законопроект планируется внести в Госдуму в текущую весеннюю сессию.
Источник: ГАРАНТ.РУ