В начале недели началось общественное обсуждение подготовленного Минфином России законопроекта1, который, в случае его принятия, существенно изменит принципы функционирования системы ОСАГО (далее – Законопроект). Так, сумму максимального размера страховой выплаты при оформлении европротокола предлагается повысить с 50 тыс. до 100 тыс. руб. Кроме того, в соответствии с Законопроектом форму европротокола будет определять Банк России, а не МВД России, как сегодня (подп. "б" п. 8, подп. "г" п. 12 ст. 3 Законопроекта, приказ МВД РФ от 1 апреля 2011 г. № 155 "Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии"). Как подчеркивает разработчик Законопроекта, это позволит упростить процедуру оформления извещения о ДТП и понизить количество спорных ситуаций, возникающих между участниками ДТП и страховщиками.
Также предлагается определить в качестве преимущественной формы страхового возмещения восстановительный ремонт поврежденного автомобиля за счет страховщика. Ремонт пострадавших транспортных средств предполагается производить на той станции технического обслуживания (далее – СТО), которую выберет сам потерпевший по согласованию со страховщиком. При этом, осуществляя страховое возмещение в такой форме, страховщики не будут учитывать износ комплектующих изделий, подлежащих замене при ремонте (абз. 2 подп. "з", подп. "м" п. 9 ст. 3 Законопроекта). Иными словами, водителю не придется доплачивать за то, что его деталь, которая уже какое-то время эксплуатировалась, была заменена на новую.
Кроме того, Законопроектом определяются критерии, с учетом которых Банк России должен будет разработать требования к организации восстановительного ремонта. При этом предполагается, что если эти требования страховщик выполнить не сможет, то потерпевший будет вправе либо получить страховую выплату в денежной форме, вместо непосредственного восстановления автомобиля, либо согласиться на восстановительный ремонт на СТО, которую предложит страховщик (и ремонт в которой обязательным требованиям отвечать не будет). К таким критериям предлагается отнести:
-
приближенность СТО к месту жительства потерпевшего либо к месту ДТП;
-
примерные сроки восстановительного ремонта;
-
наличие необходимого ассортимента форм и видов услуг, предоставляемых СТО;
-
использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики;
-
сохранение гарантии предприятия-изготовителя автомобиля и т. д. (абз. 3-7, абз. 9, абз. 11 подп. "з" п. 9 ст. 3 Законопроекта).
Между тем Законопроектом определяются также случаи, при которых страховое возмещение осуществляется исключительно в денежной форме. К ним относятся, в том числе:
-
полная гибель транспортного средства;
-
превышение стоимости ремонта над страховой суммой по договору страхования;
-
урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования (абз. 5-9 подп. "ж" п. 9 ст. 3 Законопроекта). В настоящее время страховое возмещение деньгами обязательно, только если вред причинен имуществу, не являющемуся транспортным средством (п. 16 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). Это правило сохранится.
Эти поправки в первую очередь призваны устранить ряд негативных тенденций, сложившихся в сфере обязательного страхования, подчеркивают авторы документа. Речь идет, в частности, о проблеме несоответствия размеров выплачиваемых страховщиками сумм страхового возмещения реальным затратам автовладельцев на восстановительный ремонт принадлежащих им транспортных средств. Это, по словам разработчиков Законопроекта, приводит к росту числа судебных исков, заявляемых к страховщикам недовольными страхователями. При этом выплаты в рамках судебных споров, как правило, существенно выше непосредственно страховых выплат по договорам ОСАГО и не только в связи с необходимостью компенсировать истцу судебные издержки, но и за счет уплаты страховщиками различных дополнительных компенсаций и штрафов по решениям судов. Это, отмечают в Минфине России, создает условия для формирования профессионального рынка по взысканию со страховщиков страховых выплат сверх размеров номинальных страховых возмещений. Одновременно, это приводит к ухудшению финансовых результатов страховщиков и негативно сказывается на доступности услуг по заключению договоров ОСАГО в отдельных регионах.
Важным новшеством стало также уточнение порядка предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к виновнику ДТП. Так, в случае принятия Законопроекта, страховщики будут не вправе предъявлять такие требования к пешеходам, получившим ранения, увечья либо погибшим в результате ДТП. Это же правило распространяется и на их родственников и наследников (подп. "б" п. 11 ст. 3 Законопроекта).
Одновременно предлагается отдельно прописать обязанность владельцев тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин предъявлять страховщику при заключении договора ОСАГО свидетельство о прохождении технического осмотра (абз. 4 подп. "а" п. 12 ст. 3 Законопроекта).
Добавим, что информация об остальных новеллах ОСАГО, распространенная некоторыми СМИ на прошлой неделе, подтверждения в тексте Законопроекта не нашла. В частности, пока Минфин России не планирует разделять полисы автострахования на "эконом-полисы", "стандартные" и "премиальные" в зависимости от размера страховой премии и страховой выплаты.
Кроме того, пока ведомство не намерено отменять коэффициент мощности автомобиля при расчете ОСАГО (РСА уже высказалось против такой идеи, а также вводить дополнительные повышающие и понижающие коэффициенты за опасное либо, наоборот, аккуратное вождение).
Источник: ГАРАНТ.РУ