Принятие законопроекта1, известного как законопроект о запрете хостелов в жилых домах (далее – Законопроект), сделает невозможной любую форму краткосрочной аренды жилых помещений, поскольку согласно документу запрещается оказание любых услуг размещения в таких помещениях. Таким образом, он затронет все так называемые малые средства размещения (далее – МСР): хостелы, мини-гостиницы, апартаменты, гостиницы квартирного типа и сдаваемые посуточно квартиры, отмечают представители отрасли. По данным некоммерческого партнерства содействия развитию хостелов "Лига хостелов", на территории России насчитывается около 150 тыс. объектов МСР, большинство которых находится именно в жилых помещениях.
При этом количество жалоб на МСР не сопоставимо с количеством воспользовавшихся их услугами туристов, поэтому мнение авторов Законопроекта и поддерживающих его лиц о массовых нарушениях прав жителей многоквартирных домов, в которых расположены такие средства размещения, сильно преувеличены, заявили представители отрасли в ходе прошедшей вчера в агентстве городских новостей "Москва" пресс-конференции на тему: "Хостелы: проблемы российского рынка и пути их решения". В Москве, например, в отношении 80% МСР жалобы в принципе отсутствуют. Кроме того, многие из выявляемых в ходе проверок, например, хостелов нарушений являются незначительными и устранимыми. Так, по результатам проведенных в прошлом году Управлением Роспотребнадзора по Москве 120 проверок была приостановлена деятельность 24 хостелов, в остальных случаях нарушения были устранены.
Представители отрасли не отрицают факт существования нелегальных, а также некачественно оказывающих услуги МСР, однако призывают, во-первых, разграничивать помещения, в которых оказываются гостиничные услуги (хостелы, мини-гостиницы и иные средства размещения, публично позиционирующие себя именно в этом качестве), и помещения, которые используются для проживания, часто нелегального, трудовых мигрантов, а во-вторых, законодательно урегулировать деятельность МСР: закрепить понятие таких объектов и установить требования к ним. При этом необходимо обращать внимание не на формальные признаки: в жилом или нежилом помещении расположено средство размещения, имеется ли отдельный вход и т. д., а на прозрачность его деятельности и качество оказываемых услуг, отметил председатель Комитета по малым средствам размещения московского городского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Евгений Насонов. Соблюдающие налоговое и миграционное законодательство, не причиняющие неудобства соседям и имеющие хорошую репутацию среди клиентов МСР должны получить легальный статус, считает он.
Принятие Законопроекта в том виде, в котором он был внесен в Госдуму и одобрен в первом чтении, приведет к уменьшению туристического потока на 35-40% по всей России и в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, отметила руководитель направления "MBA – менеджмент туризма и гостеприимства" Института МИРБИС Светлана Кудряшёва. В результате в бюджет не поступят не только налоги от владельцев средств размещения, в которых бы проживали эти туристы, но и налоги от организаторов различных развлекательных мероприятий, которые они могли посетить, подчеркнула эксперт.
В случае введения запрета на оказание услуг размещения в жилых помещениях 70-80% МСР в Москве вообще уйдут с рынка или перейдут в теневой сектор, сообщил в свою очередь управляющий партнер агентства недвижимости "Агентство.net" Алексей Петропольский. По его словам, 15% предпринимателей, владеющих бизнесом в сфере услуг по организации временного проживания граждан, уже готовы его продать, причем по довольно низкой цене. Это связано, в частности, со сложностью процедуры перевода помещений, в которых размещаются действующие МСР, в нежилые. При этом более половины таких помещений в принципе не могут быть переведены в категорию нежилых, поскольку они располагаются выше первого этажа над квартирами. По закону же нежилым могут стать только помещения, расположенные либо на первом этаже, либо выше, но при условии, что все помещения, находящиеся непосредственно под ними, не являются жилыми (ч. 3 ст. 22 Жилищного кодекса РФ).
В результате ухода с рынка таких МСР около 80% потенциальных туристов столкнутся с проблемой поиска бюджетного жилья, так как гостиниц категорий "одна звезда" и "две звезды" в столице не хватает, а цены в гостиницах среднего и премиум-класса в разгар туристического сезона поднимаются на 40%, отметил Алексей Петропольский. Поэтому он уверен, что действующие добросовестно МСР должны продолжать свою работу, но нужно определить механизм контроля качества их деятельности.
Все принявшие участие в обсуждении эксперты сошлись во мнении о необходимости создания реестра МСР и проведения их классификации по аналогии с классификацией гостиниц. Эти вопросы в настоящее время обсуждаются с Ростуризмом, сообщили они.
В заключение Евгений Насонов отметил, что подготовлено уже несколько блоков поправок к Законопроекту, поэтому есть надежда, что предусмотренный им бескомпромиссный запрет на размещение МСР в жилых домах будет как минимум смягчен. В частности, группа сенаторов во главе с председателем Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерием Рязанским предлагает разрешить открывать хостелы, мини-гостиницы и другие средства размещения в жилых домах на основании разрешения жителей соответствующих домов, полученного на общем собрании. Поправки, предложенные членами комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Еленой Николаевой, Павлом Качкаевым и Александром Сидякиным, также предусматривают возможность размещения МСР в многоквартирных домах с разрешения общего собрания жильцов, однако предлагают наделить правом вето на такое размещение жителей конкретного подъезда.
Напомним, что идею о закреплении в законодательстве положения о возможности размещении МСР в жилых домах при согласии их жителей поддерживает Минкультуры России, которое с самого начала обсуждения Законопроекта выступает в поддержку владельцев хостелов и других временных средств размещения как представителей малого и среднего бизнеса. Более того, на прошлой неделе Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил в адрес председателя Госдумы Сергея Нарышкина письмо с просьбой отложить рассмотрение Законопроекта.
В любом случае время на разработку и обсуждение поправок к Законопроекту есть, ведь он будет рассматриваться во втором чтении не ранее октября – новым составом Госдумы.
Источник: ГАРАНТ.РУ
1 С текстом законопроекта № 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.