Банк России выпустил методические рекомендации, в которых рассказал на какие операции клиентов – организаций обслуживающим банкам следует обратить особое внимание (методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. № 10-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов").
Речь идет о ситуациях, когда по банковским счетам организации около трех месяцев вообще не проводятся операции, либо они осуществляются в незначительных объемах, а затем данные счета начинают активно использоваться. Причем характер проводимых операций, отмечают специалисты Банка России, как правило, запутанный, сомнительный, без очевидного экономического смысла. Они и требуют пристального внимания со стороны обслуживающего банка. Ведь такие операции могут совершаться для вывода капитала из России, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.
Также банкам рекомендовано обратить внимание на такие признаки недобросовестности клиентов, как нерегулярный характер операций, списание со счета средств в пределах 3 млн руб. в месяц, уплата со счета налогов в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по нему. Подозрения должны вызвать, по мнению специалистов Банка России, и такие клиенты, у которых, к примеру, размер уставного капитала минимальный, учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухучета клиента, совпадают в одном лице и другие случаи.
Во всех указанных ситуациях при подозрении на сомнительность операций обслуживающему банку рекомендовано блокировать для организаций доступ в систему "Клиент-банк". Возобновлять обслуживание будут при условии:
- личного обращения в кредитную организацию физлица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа клиента;
- обновления сведений о клиенте, в том числе запроса документов с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум за последний отчетный период, документов (в том числе в виде выписок с банковских счетов, открытых клиенту в других кредитных организациях), подтверждающих исполнение клиентом своей обязанности по уплате налогов и сборов, оплату коммунальных услуг, арендных и иных платежей, связанных с деятельностью клиента, и анализа представленных клиентом документов;
- представления клиентом объяснений о причинах начала активного использования счета с подтверждением их соответствующими договорами (контрактами) и (или) иными документами.
Источник: ГАРАНТ.РУ