Напомним, что антикризисный план предусматривает в том числе установление иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений. Также планируется сократить количество оснований для внеплановых проверок антимонопольного органа в отношении субъектов малого бизнеса без согласования с прокуратурой (п. 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году).
Так, законопроектом предлагается исключить возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования и случаев, прямо предусмотренных законодательством. Также предполагается упразднить реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю товарного рынка более 35%.
При этом до 1 января 2018 года не планируется признавать доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо (в том числе ИП) или несколько физических лиц, если выручка такого хозяйствующего субъекта от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб. Кроме того, на тот же период предполагается ввести иммунитет в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозяйствующего субъекта – ИП, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом, являющимся ему близким родственником, при условии, что совокупная сумма выручки таких хозяйствующих субъектов не превышает 400 млн руб.
В свою очередь, ст. 12 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть дополнена нормой, допускающей до 1 января 2018 года соглашения хозяйствующих субъектов, не занимающих доминирующее положение на определенном рынке, если их совокупная выручка за последний календарный год не превышает 400 млн руб.
Кроме того, предусматривается сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. В случае одобрения инициативы проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры (за исключением проверок по выявлению картелей, для которых сохранится существующий порядок "внезапных" проверок).
Наконец, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", исключив из-под регулирования этого закона компании с оборотом менее чем 400 млн руб.
"Принятие законопроекта исключит применение антимонопольного законодательства к действиям хозсубъектов, не обладающих рыночной властью. Это позволит сосредоточиться на крупных компаниях и делах и снимет некоторый объем нагрузки с ведомства", -- прокомментировал инициативу руководитель ФАС России Игорь Артемьев.