Перед началом вступительной кампании 2015 года насущной проблемой для многих школьников выпускных классов становится выбор учебного заведения. Особенно сложно определиться тем из них, кто имеет инвалидность. Как отметил член Общественной палаты РФ Павел Сычев в ходе онлайн-конференции Общественной палаты РФ 21 мая, сегодня лица с инвалидностью вынуждены выбирать высшее учебное заведение исходя из имеющихся в вузе условий для их учебы, а не из собственных интересов. При этом количество вузов, готовых принять в свои стены студентов с инвалидностью, возмутительно мало. "По данным мониторинга Общероссийского народного фронта, из 102 проверенных им высших учебных заведений условия для обучения инвалидов имеются лишь в 12", – рассказала член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая. При этом речь идет не только о техническом оснащении учебных заведений (реабилитационном и специальном компьютерном оборудовании, организации перевозки обучающихся и т. п.), но и о наличии на их официальных сайтах информации о приеме инвалидов, использовании особых методик обучения и т. д.
К сожалению, такая же проблема стоит и перед будущими первоклассниками, имеющими инвалидность. И это притом, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует все необходимые условия для его получения (ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). А наличие в образовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды, а также оснащение специальным (учебным, реабилитационным, компьютерным) оборудованием и автотранспортом, является частью Государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Возможно, именно неготовностью вузов к обучению инвалидов вызван тот факт, что, по словам Дианы Гурцкой, лишь 50% всех поступивших лиц с инвалидностью заканчивают учебу.
Заместитель директора ГОУ СПО "Технологический колледж № 21" Ольга Волкова считает, что первоочередной задачей вузов при организации условий для инвалидов является введение в штат должности тьютора. Напомним, каждой профессиональной образовательной организации рекомендовано иметь тьютора – специального преподавателя, призванного помогать лицам с инвалидностью (п. 2.1 Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса). Тьюторы организуют процесс индивидуального обучения инвалида, совместно с обучающимся распределяют и оценивают имеющиеся ресурсы, а также выполняют посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями. В настоящее время такая система сопровождения практически отсутствует, из-за чего люди с нарушениями здоровья ограничены в возможности получения специальности.
Для учета всех индивидуальных потребностей инвалидов начиная с раннего возраста и подбора для них наиболее оптимального образовательного учреждения, а затем и места работы эксперты предлагают создать базу данных о людях с инвалидностью. Это может быть организовано в виде специального реестра либо информационного портала. "Я бы предложил провести анкетирование инвалидов. В результате мы получим актуальные данные о каждом лице с инвалидностью, узнаем о его готовности сменить место жительства, освоить новую профессию, получить дополнительное образование и т. д. А организовать такое анкетирование можно на специальном информационном портале", – высказался член Совета Общественной палаты РФ Владимир Слепак. Предполагается, что в дальнейшем эти сведения будут использоваться при подборе государственными службами занятости места работы инвалиду в соответствии с его потребностями и запросами. Аналогичной позиции в отношении образования инвалидов придерживается и заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия Галина Горбатых: "Нужно вести реестр потребностей детей с инвалидностью, наладить межведомственное взаимодействие и усилить поддержку таких детей. Система образования должна четко отслеживать каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Сейчас родители инвалидов часто не знают, в какое учебное заведение отдать сына или дочь. В связи с этим многие инвалиды по достижении ими школьного возраста остаются дома".
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия Оксана Старшова столкнулась с проблемой слияния нескольких разнопрофильных учебных заведений для инвалидов. Например, в Вологодской области в ближайшее время планируется объединить МОУ "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад IV вида № 58", которая обучает слабовидящих, со школой для слабослышащих. По мнению членов Общественной палаты РФ, это является неприемлемым. "Так как я сама незрячая и знаю, что такое слепота, я убеждена, что соединение групп – это большая ошибка. Например, есть тифлопедагоги, которые учат шрифту Брайля, а есть сурдопедагоги, и это совершенно разные люди. Не думайте, что я хочу обратить больше внимания на незрячих людей – для меня все дети равны. Просто я знаю, что ничего хорошего из объединения групп не будет ни для одних, ни для других", – высказалась Диана Гурцкая.
Несмотря на все отмеченные недостатки в организации образовательного процесса для инвалидов, наибольшее опасение все же вызывает не само обучение, а дальнейшее трудоустройство лиц с инвалидностью. Эксперты рассказывают, что многие инвалиды вынуждены заканчивать по несколько средних и высших учебных заведений в надежде найти работу хотя бы по одной из освоенных ими специальностей.
Заместитель начальника отдела по работе с молодежью Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых" Василий Дрожжин озвучил такую статистику: "В рамках Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых" существует служба, которая содействует занятости инвалидов различных категорий. Этой службой был проведен мониторинг вакансий, которые были промаркированы как вакансии, доступные для людей с инвалидностью. Из опрошенных работодателей только каждый 10-й согласился рассмотреть возможность трудоустройства инвалида по зрению, а из уже согласившихся только каждый 50-й дошел до процесса собеседования". Для решения вопроса трудоустройства инвалидов Василий Дрожжин предложил создать новые формы занятости. Например, ими могут быть организации, аналогичные существующим на данный момент учебно-производственным предприятиям для инвалидов, но более широкой направленности – специализирующиеся на оказании юридических, финансовых, психологических услуг и т. д.
Источник: ГАРАНТ.РУ