ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТ
ЮРИДИЧЕСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Телефон:
Главная \ Новости \ Удостоверяющие центры недовольны предлагаемыми поправками в закон об электронной подписи

Новости

« Назад

Удостоверяющие центры недовольны предлагаемыми поправками в закон об электронной подписи  18.02.2015 05:22

Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее – Законопроект), предусматривающий, в частности, ужесточение требований к удостоверяющим центрам – организациям, которые выдают сертификаты ключей проверки электронных подписей. Представители этих организаций далеко не во всем поддерживают предлагаемые поправки. Спорные положения документа экспертное сообщество обсудило в ходе нулевых чтений по Законопроекту, состоявшихся 13 февраля в Общественной палате РФ (ОП РФ).

Одним из самых неоднозначных положений Законопроекта эксперты считают требование о существенном увеличении стоимости чистых активов удостоверяющего центра (УЦ) и размера его финансовой ответственности за убытки, причиненные третьим лицам недостоверной информацией, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном УЦ, или информацией, содержащейся в реестре таких сертификатов. Так, стоимость активов, согласно документу, должна быть не менее 10 млн руб. (в настоящее время – не менее 1 млн руб. (п. 1 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи", далее – закон об электронной подписи)), а финансовое обеспечение – не менее 50 млн руб. (сейчас – 1,5 млн руб.). Напомним, определенная стоимость чистых активов и размер финансового обеспечения являются обязательными условиями аккредитации УЦ.

В настоящее время в России аккредитовано 348 УЦ. Более половины из них – коммерческие и хорошо развитые, поэтому эксперты считают, что проблем с соблюдением новых требований у них не будет. Однако для малого и среднего бизнеса, особенно в регионах, эти суммы очень велики, поэтому рынок соответствующих услуг может сократиться.

Представители Минкомсвязи России сообщили, что не считают эти суммы запредельными, и пояснили, почему именно они были заложены в Законопроект.

Тем не менее, участники слушаний считают необходимой хотя бы дифференциацию требований к различным УЦ. Так, по мнению представителей "ОПОРЫ РОССИИ", повышенные требования должны предъявляться к тем УЦ, которые выдают сертификаты для участия в госзакупках либо ведут деятельность в нескольких регионах.

Еще один спорный момент – должны ли все УЦ получить доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сейчас при попытке подключиться к ней многие УЦ сталкиваются с проблемами, так как ни порядок получения доступа, ни стоимость подключения нормативно не регламентированы. Поэтому обязывать к этому абсолютно все УЦ нецелесообразно, считают руководители ряда организаций.

Однако представители Минкомсвязи России заявили, что доступ к СМЭВ уже является обязанностью для всех УЦ, поскольку с 1 апреля текущего года они должны будут направлять в единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) сведения о выдаче каждого квалифицированного сертификата, используя для этого СМЭВ. При этом они подтвердили наличие проблемы с подключением к системе и неопределенность условий такого подключения. Заместитель директора Правового департамента Минкомсвязи России Александр Кузнецов сообщил, что министерство уже обсуждает эти вопросы с разработчиком сервисов системы – ОАО "Ростелеком". Кроме того, он поддержал идею дифференциации ответственности УЦ, но в зависимости от количества точек выдачи квалифицированных сертификатов, и напомнил, что новые требования, в случае принятия Законопроекта, не будут распространяться на уже аккредитованные УЦ. У неаккредитованных же будет время, чтобы оценить ситуацию и решить, нужна ли им аккредитация или нет.

Еще одна проблема, которую должен решить Законопроект, – отсутствие единого формата квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (квалифицированный сертификат). Для недопущения ситуации, когда в некоторых системах (например, ведомственных) к сертификатам предъявляются дополнительные требования, документом предлагается запретить операторам государственных, муниципальных информационных систем, а также информационных систем общего пользования требовать наличия в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах (ст. 17 закона об электронной подписи может быть дополнена соответствующей ч. 2.1). Эту поправку одобрили все участники слушаний.

Не вызвало разногласий и положение Законопроекта, предусматривающее возможность получения УЦ выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН при выдаче квалифицированных сертификатов для проверки личности заявителя и предоставленной им информации.

В целом все эксперты согласны с тем, что поправки в закон об электронной подписи необходимы. Однако Законопроект, по их мнению, должен быть существенно доработан ко второму чтению, в том числе за счет включения не охваченных документом проблемных вопросов.

В заключение представители Минкомсвязи России призвали руководителей УЦ активнее участвовать в обсуждениях Законопроекта и предлагать свои варианты необходимых изменений.

Источник: ГАРАНТ.РУ


Получить бесплатный доступ к системе ГАРАНТ
 
Адрес
Россия, 192019
Санкт-Петербург, ул. Седова, 11, БЦ "Эврика", офис 903-911
Телефон
Реквизиты
ООО «Сервисная Компания Виктория»
Юридический адрес:
192019, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, дом 11, оф. 307
ИНН/КПП 7811484700/781101001

Р. счет 40702810855000022659
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
г. Санкт-Петербург
Корр. счет 30101810500000000653
БИК 044030653
Яндекс.Метрика G-ND7V6E2ZX2
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и рекламы. По вопросам, связанным с использованием Ваших персональных данных, обращайтесь на info@victori.spb.su