Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?
Мы нашли выход!
|
![]() |
Консультация предоставлена 11.10.2016 года
Какую бухгалтерскую проводку необходимо использовать при отражении расходов, связанных с оплатой услуг по расчётно-кассовому обслуживанию?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы, связанные с оплатой услуг по расчётно-кассовому обслуживанию, можно отражать бухгалтерской проводкой:
Дебет 91 Кредит 51.
Обоснование позиции:
План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения устанавливаются федеральным стандартом (п. 5 части 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). До принятия соответствующего федерального стандарта применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - План счетов) и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (часть 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Необходимо отметить, что план счетов не является документом нормативно-правового характера (письмо Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05), он устанавливает только единые подходы к применению бухгалтерских счетов и отражению хозяйственных операций на счетах. Принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, операций и др., в том числе их признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
Так, правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на (п. 4 ПБУ 10/99):
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Согласно п. 6 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 на базе расходов по обычным видам деятельности для целей формирования организацией финансового результата определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами (часть 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Поскольку оплата связана с расчётами с конкретным контрагентом по сделке (стороне договора), то величина расхода, отражаемая, в частности, на счётах учёта затрат на производство (счета 20-29), расходов на продажу (счёт 44), корреспондируется с величиной возникшего обязательства по оплате, отражаемого на счётах учёта расчётов с данным контрагентом (счёт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счёт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
То есть при отражении расходов метод двойной записи позволяет отразить одновременно как величину выбывающих хозяйственных средств, так и источник их образования: сумму расхода (уменьшения экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества)) и величину кредиторской задолженности контрагента по сделке (возникшего обязательства перед ним).
Таким образом, при отражении расходов в бухгалтерском учёте обязательно отражается информация о расчётах с контрагентом по сделке путём корреспонденции счетов затрат (расходов на продажу) со счетами расчётов.
Одновременно в банковских документах при списании денежных средств для их перечисления в оплату контрагенту содержится информация о расчётах с соответствующим контрагентом, которые возникли исходя из заключённого договора с ним.
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99). При этом прочие расходы на основании п. 15 ПБУ 10/99 подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации (кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок).
При возникновении расходов в связи оплатой услуг по расчётно-кассовому обслуживанию контрагентом по сделке является банк, в котором открыт расчётный счёт. Оплата услуг по расчётно-кассовому обслуживанию осуществляется посредством списания средств со счёта непосредственно банком.
По причине отсутствия необходимости в отражении расчётов между организацией и банком иным образом, чем через расчётный счёт, у организации фактически не возникает необходимости в производстве отдельной записи на счёте ведения расчётов именно с данным контрагентом - банком.
На этом основании полагаем, что расходы, связанные с оплатой услуг по расчётно-кассовому обслуживанию, можно отражать бухгалтерской проводкой:
Дебет 91 Кредит 51.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей