Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?
Мы нашли выход!
|
![]() |
Консультация предоставлена 01.06.2016 года
Организация является участником проекта "Сколково". С января 2016 года организация освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и прибыли. Организация не начисляла и не предъявляла НДС потребителям при реализации услуг.
Будут ли применены штрафные санкции к организации, если она представит декларацию по НДС за I квартал 2016 года в мае 2016 года, то есть после окончания срока представления декларации? Как заполнить декларацию по НДС, если в I квартале 2016 года была прибыль и в этом периоде использовалось освобождение от обязанностей налогоплательщика?
Необходимо ли заполнять раздел 7 налоговой декларации по НДС в случае необходимости ее представления в налоговый орган?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вопрос подачи налоговой декларации по НДС участниками проекта "Сколково" в настоящий момент не имеет окончательного решения.
Если участник проекта примет решение подавать налоговую декларацию по НДС, то в приведённых обстоятельствах у него не возникает обязанности по заполнению Раздела 7, ему необходимо заполнить Титульный лист и Раздел 1 (с прочерками).
Обоснование позиции:
Организации, в том числе получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта), в силу положений ст. 143 НК РФ признаются налогоплательщиками НДС.
На основании п. 1 ст. 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта, имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - Освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею указанного статуса в установленном законом порядке. Право на Освобождение может быть использовано участником проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения данного статуса (п. 3 ст. 145.1 НК РФ), что, как мы поняли, и сделано организацией в данном случае.
Абзацем вторым п. 1 ст. 145.1 НК РФ предусмотрено, что Освобождение не применяется лишь в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Иных положений, ограничивающих сферу действия Освобождения, главой 21 НК РФ не установлено.
В письме Минфина России от 15.02.2013 N 03-07-07/4072 разъясняется, что после применения Освобождения организация не должна реализовывать товары (работы, услуги) с учетом НДС. Соответственно, не должна она и предъявлять НДС покупателям (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-07-09/18686, от 12.09.2012 N 03-07-09/129, смотрите также письмо Минфина России от 16.01.2012 N 03-07-14/03).
Наряду с этим отметим, что норм, освобождающих участников проекта, применяющих Освобождение, от предусмотренной п. 3 ст. 169 НК РФ обязанности по составлению счетов-фактур, НК РФ не предусматривает. Такие организации, составляя счета-фактуры, должны осуществлять в графе 7 "Налоговая ставка" и в графе 8 "Сумма налога, предъявляемая покупателю" запись "без НДС" (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-07-09/18686, от 12.09.2012 N 03-07-09/129)*(1).
Представление налоговой декларации по НДС
Согласно ст. 19, пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ в обязанности каждого налогоплательщика (организации, физического лица) входит представление налоговой декларации по налогам, подлежащим уплате этим налогоплательщиком в соответствии с нормами НК РФ.
При этом исполнение обязанности по представлению налоговой декларации не зависит от наличия либо отсутствия суммы соответствующего налога к уплате (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Пунктом 2 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Подобной нормы в отношении организаций, которые получили Освобождение по норме п. 1 ст. 145.1 НК РФ, в налоговом законодательстве не содержится.
В настоящий момент имеют место две точки зрения на вопрос о необходимости представления участниками проекта налоговой декларации по НДС (далее - Декларация) (утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).
Согласно первой точке зрения, выраженной в письме ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375, организация, которая направила в налоговый орган по месту своего учета уведомление и документы об использовании права на освобождение по налогу на прибыль и НДС, за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль не исчисляет и налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, заканчивающиеся после указанной даты, не представляет.
Отметим, что в письме ФНС России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132@, доведенном до нижестоящих налоговых органов, подобный вывод (об отсутствии необходимости подавать декларацию по НДС) сделан и в отношении налогоплательщиков, освобождённых от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, на основании нормы ст. 145 НК РФ.
Данная точка зрения не опровергается и выводами, изложенными в отдельных разъяснениях Минфина России (письмо от 15.05.2012 N 03-07-15/45). Согласно позиции финансового ведомства, организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" и применяющие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в порядке, установленном ст. 145.1 НК РФ, должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию в случае:
- исполнения ими обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость;
- выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой налога;
- при исчислении налога в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Если руководствоваться логикой, изложенной в данном письме, то можно сделать вывод о том, что в отсутствие указанных выше случаев участник проекта не должен представлять Декларацию.
А вот в более ранних своих письмах от 19.12.2011 N 03-03-06/1/832, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/779, от 26.10.2011 N 03-11-20/2 Минфин России настаивает на том, что участники проекта должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС в общеустановленном порядке. В том числе это касается ситуаций, когда они не являются налоговыми агентами и не выставляли счетов-фактур с выделенной суммой НДС.
Такую же точку зрения высказал автор в следующем материале: Организация в июле 2011 г. получила статус участника инновационного проекта "Сколково". Каким образом теперь должен быть организован бухгалтерский и налоговый учет? Должна ли она представлять налоговые декларации по НДС, по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в установленные НК РФ сроки? ("Финансовая газета", N 7, февраль 2012 г.).
Таким образом, вопрос подачи налоговой декларации по НДС участниками проекта в настоящий момент не имеет окончательного решения.
Во избежание налоговых рисков организация вправе на основании пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).
Заполнение Раздела 7 налоговой декларации по НДС
Раздел 7 включается в состав Декларации при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций (п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 44.2-44.5 Порядка Раздел 7 Декларации предназначен для отражения информации об операциях, не подлежащих налогообложению НДС.
То есть информация, отражаемая налогоплательщиком в разделе 7 Декларации, является справочной и не учитывается при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета).
В соответствии с абзацем четвертым п. 3 Порядка если налогоплательщиком совершаются только операции:
- не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 НК РФ);
- не признаваемые объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ);
- по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 НК РФ, ст. 148 НК РФ);
- и (или) налогоплательщик получает аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых больше 6 месяцев, и налогоплательщик воспользовался правом не облагать их НДС (п. 13 ст. 167 НК РФ),
то у него возникает обязанность заполнить Титульный лист, Раздел 1 (с прочерками) и Раздел 7 Декларации.
В данной норме не поименован случай совершения операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиком, который освобождён на основании п. 1 ст. 145.1 НК РФ от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В то же время согласно абзацу шестому п. 3, абзацу второму п. 51 Правил организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.ст. 145 и 145.1 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют Титульный лист, Раздел 1, Раздел 12 Декларации.
Кроме того, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 3 Правил при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со ст.ст. 145 и 145.1 НК РФ, представляются титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "231".
Из изложенного следует, что если участник проекта не будет выделять сумму НДС в счёте-фактуре, выставленном покупателю, и у него не возникнет обязанностей налогового агента, то у него также не возникает обязанности заполнения Раздела 7 Декларации.
Кроме того, при анализе требований Правил можно сделать вывод не только о том, что для участников проекта в предлагаемых обстоятельствах не предусмотрено заполнение Раздела 7 Декларации, но также о том, что если данные налогоплательщики не выделяют сумму НДС в счёте-фактуре, выставленном покупателю, не исполняют обязанностей налогового агента (не осуществляют операций, указанных в ст. 174.1 НК РФ), то у них не возникает обязанности для заполнения каких-либо других разделов Декларации (кроме Титульного листа и Раздела 1 (с прочерками)).
Это корреспондирует с разъяснениями, выраженными Минфином России в указанном выше письме от 15.05.2012 N 03-07-15/45, в котором перечислены случаи для заполнения Декларации и из которого напрашивается вывод о том, что, когда таких случаев нет, нет и обязанности представления самой Декларации.
Если участник проекта примет решение подавать налоговую декларацию по НДС, то в приведённых обстоятельствах он должен заполнить Титульный лист и Раздел 1 (с прочерками).
Привлечение к налоговой ответственности за непредставление "нулевой декларации"
Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ, в соответствии с которой непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Приведенная в НК РФ норма допускает возможность привлечения налогоплательщика, который не представил декларацию, к налоговой ответственности даже в отсутствие суммы налога, подлежащего уплате на основании такой декларации (смотрите также письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-02-08/121).
В отношении административной ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации отметим следующее.
Статьей 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей (определение понятия "должностное лицо" содержится в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ).
Как видно, данная норма предполагает, что ответственность наступает вне зависимости от наличия суммы налога, подлежащего уплате по такой декларации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
*(1) Согласно абзацу третьему п. 44.4 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС стоимость товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, приобретенных у организации, участника проекта, будет отражаться покупателями товаров (работ, услуг) в графе 3 Раздела 7 налоговой декларации по НДС на основании такого счёта-фактуры.