Какими документами лучше оформить операции по списанию продуктов, если порча превышает нормы естественной убыли?


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 03.07.2015 г.

 

Организация занимается ресторанным бизнесом. В процессе работы возникают ситуации порчи продуктов из-за нарушения сроков и условий хранения, истечения срока годности и т.д.

Какими документами лучше оформить операции по списанию продуктов, если порча превышает нормы естественной убыли, чтобы учесть данные расходы при налогообложении прибыли?

 

 

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

 

Фиксирование порчи продуктов

В целях обоснования отнесения на расходы стоимости испорченных продуктов следует зафиксировать в результате проведения инвентаризации факт изменения статуса продуктов (порчи). Решение о списании с учета испорченных продуктов следует оформить актом на списание материально-производственных запасов.

Вместе с тем следует учесть, что если пищевая продукция пришла в негодность в результате нарушения условий хранения и невыполнения установленных требований к хранению, учесть при налогообложении прибыли такие расходы не представляется возможным без документального подтверждения уполномоченным органом государственной власти факта отсутствия виновных лиц.

 

 

Обоснование позиции:

 

Закон "О защите прав потребителей"

В соответствии со ст. 469 ГК РФ, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Как следует из п. 1 ст. 7 Закона N 2300-I, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты, материалы и изделия, сроки годности которых истекли или которые имеют явные признаки недоброкачественности, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Из положений п.п. 3, 4 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 (далее - Положение N 1263), письма Роспотребнадзора от 17.08.2006 N 0100/8881-06-32 следует, что проведение лабораторных исследований пищевой продукции, сроки годности которой истекли, должно проводиться только с целью решения вопроса о ее дальнейшем использовании.

Арбитражные суды на основании положения п. 4 Положения N 1263 считают, что пищевая продукция с истекшим сроком годности заведомо является недоброкачественной, поэтому утилизируется (уничтожается) без проведения санитарно-гигиенической экспертизы (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 24.08.2011 N Ф09-5075/11 по делу N А60-42997/2010).

При утилизации некачественные и опасные пищевые продукты (материалы и изделия) используются в целях, отличных от целей, для которых пищевые продукты, материалы и изделия предназначены и в которых обычно используются (ст. 1 Закона N 29-ФЗ).

 

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, которую получил налогоплательщик. Для российских организаций прибылью являются доходы, уменьшенные на расходы (п. 1 ст. 247 НК РФ) (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с утилизацией продуктов с истекшим сроком годности. Вместе с тем перечни как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, являются открытыми и позволяют уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Исходя из ранних разъяснений Минфина России и налоговых органов, если нормы естественной убыли не утверждены в порядке, установленном Правительством РФ, а также не утверждались ранее федеральными органами исполнительной власти, налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не могут отнести к материальным расходам потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей. При этом применять самостоятельно разработанные нормы организация не вправе (смотрите письма Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/1/491, от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 21.06.2006 N 03-03-04/1/538, от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/146, УФНС России по г. Москве от 17.11.2008 N 19-12/106707).

В случае списания (уничтожения) товаров с истекшим сроком годности (хранения) затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию непосредственно не связаны с извлечением доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2005 N 20-12/5630).

Позже в письме от 15.09.2011 N 03-03-06/1/553 Минфин России признал, что расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законодательством. Кроме того, данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом. Такого же мнения специалисты Минфина России придерживаются в письмах от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477, от 20.12.2012 N 03-03-06/1/711.

 

Позиция судов

В постановлении ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2 указывается, что товары с истёкшим сроком годности приобретались именно с целью их дальнейшей реализации, то есть для операций, связанных с извлечением прибыли, уничтожение непригодной продукции является объективным следствием осуществления обществом предпринимательской деятельности.

Аналогичная позиция была изложена в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2005 N А56-1114/2005, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 N 09АП-2623/2008-АК по делу N А40-64193/07-151-385.

Вместе с тем, если пищевая продукция пришла в негодность в результате нарушения условий хранения и невыполнения установленных требований к хранению при отсутствии виновных лиц, то полагаем, что учесть при налогообложении прибыли такие расходы не представляется возможным, поскольку факт отсутствия виновных лиц при выявлении недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, по мнению Минфина России, должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (смотрите, например, письма Минфина России от 06.12.2012 N 03-03-06/1/630, от 03.08.2011 N 03-03-06/1/448, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/300, от 08.06.2009 N 03-03-05/103, МНС России от 08.06.2004 N 02-5-10/37).

 

Документальное оформление списания стоимости продуктов с истёкшим сроком годности

В письме от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948 со ссылкой на постановление ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2 Минфин России называет перечень документов для подтверждения понесенных налогоплательщиком расходов для случая уничтожение продуктов с истекшим сроком годности:

- акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продуктов к некачественным (окончание срока годности);

- акты приемки товаров при их возврате;

- акты о проведении инвентаризации;

- акты уничтожения некачественных продуктов, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения;

- выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением.

В рассматриваемой ситуации необходимо, по нашему мнению, учитывать следующее. Статьей 313 НК РФ определено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основании данных налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии с частью 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичными учетными документами оформляются все факты хозяйственной жизни. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (часть 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, указанные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуется пользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Для списания стоимости продуктов с истёкшим сроком годности прежде всего следует зафиксировать факт изменения их статуса (порчи). Данный факт выявляется в результате проведения инвентаризации.

В соответствии с Указаниями по инвентаризации о проведении внеплановой ревизии руководитель фирмы издает приказ (может быть принята за основу форма N ИНВ-22, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Для оформления данных инвентаризации оформляется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (может быть принята за основу форма N ИНВ-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).

По результатам инвентаризации оформляются:

- сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (может быть принята за основу форма N ИНВ-19, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88),

- ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (может быть принята за основу форма N ИНВ-26, которая утверждена постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26).

Для списания стоимости МПЗ, не подлежащих использованию, создается комиссия, в состав которой включается руководитель (или представитель администрации) и материально ответственное лицо.

Решение о списании с учета испорченных продуктов оформляется актом на списание МПЗ, где указываются наименование списываемых материалов и их отличительные признаки, количество, фактическая себестоимость, установленный срок хранения, дата (месяц, год) поступления материалов, причина списания, информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Акт составляется по форме, содержащей обязательные реквизиты, установленные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. За основу может быть принят акт о списании товаров ТОРГ-16.

Таким образом, в целях обоснования отнесения на расходы стоимости испорченных продуктов следует зафиксировать в результате проведения инвентаризации факт изменения статуса продуктов (порчи). Решение о списании с учета испорченных продуктов следует оформить актом на списание материально-производственных запасов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Графкин Олег

 

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей