Предприятие руководствуется ПБУ 6/01 и Методическими рекомендациями по учету основных средств. Должно ли муниципальное предприятие начислять амортизацию средств?


 

 

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

 

Мы нашли выход!

 

 

Повышение квалификации бухгалтеров

Консультация предоставлена 07.04.2016 года

 

В 2013 году муниципальному предприятию из казны городского округа по договору хранения без права использования передан объект на срок "до регистрации прав собственником (администрация городского округа)". В марте 2016 года собственник оформил регистрацию прав на этот объект и планирует передать его предприятию на праве хозяйственного ведения в апреле 2016 года. При этом собственник, ссылаясь на п. 94 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, указывает на необходимость начисления амортизации (износа) на забалансовом счете 010 за период нахождения объекта на хранении у предприятия. Объект при хранении у предприятия учитывался на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности на хранении".

Должно ли муниципальное предприятие начислять амортизацию (предприятие руководствуется ПБУ 6/01 и Методическими рекомендациями по учету основных средств, а не Инструкцией, утвержденной приказом Минфина N 157н)? Если должно, то как это всё отразить в бухгалтерском учете? Как правильно отразить начисление амортизации (износа) и должно ли предприятие ее вообще начислять? Кто при передаче в хозяйственное ведение должен определить амортизационную группу и срок полезного использования?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

 

Начисление амортизации по объекту, полученному от собственника, возможно не ранее ввода его в состав основных средств после наделения унитарного предприятия правом хозяйственного ведения в отношении указанного объекта.

 

 

Обоснование вывода:

 

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", далее - Закон N 161-ФЗ, п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ).

Любая организация, в том числе созданная в форме муниципального унитарного предприятия (далее - МУП), должна вести бухгалтерский учёт и формировать отчётность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Из п.п. 21, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), следует, что на балансе организации в составе ОС учитывается имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения.

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В рассматриваемой ситуации решение в отношении передаваемого имущества о закреплении его за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником до настоящего момента не принято.

На основании п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, а право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, то есть право хозяйственного ведения недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Арбитражные суды в большинстве случаев исходят из того, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество у унитарных предприятий возникает не с момента передачи такого имущества, а с момента государственной регистрации данного права за унитарным предприятием (смотрите, например, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 03АП-3692/15, АС Западно-Сибирского округа от 04.09.2014 N Ф04-7284/14 по делу N А27-9598/2013, ФАС Поволжского округа от 26.06.2013 N Ф06-3606/13 по делу N А72-4930/2012, ФАС Московского округа от 21.06.2012 N Ф05-5584/12 по делу N А41-17897/2011).

Третий арбитражный апелляционный суд указал, что право хозяйственного ведения относится к вещным правам, поэтому в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права хозяйственного ведения, заключающийся в необходимости государственной регистрации (смотрите постановление от 30.09.2015 N 03АП-3692/15). При отсутствии государственной регистрации право хозяйственного ведения унитарного предприятия на недвижимое имущество не возникает.

С учётом изложенного право хозяйственного ведения на передаваемое имущество считается существующим при наделении унитарного предприятия указанным правом передачи имущества, а в отношении объекта недвижимости - только при условии его государственной регистрации.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что с учётом п.п. 21, 49 Методических указаний унитарное предприятие вправе отразить на своем балансе имущество в качестве объекта ОС после наделения унитарного предприятия правом хозяйственного ведения в отношении рассматриваемого объекта или с момента регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости (при соблюдении четырех условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01)).

Объект ОС, переданный в хозяйственное ведение, принимается к бухгалтерскому учету МУП в общеустановленном порядке. Это отражается записью по дебету счета 01, субсчет "Основные средства в организации", в корреспонденции с кредитом счёта 08, субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств" (План счетов и Инструкция, письма Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11, от 05.08.2003 N 16-00-14/247).

Отметим, что имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, принимается к учету по стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи (распоряжении о наделении имуществом) (п. 9 ПБУ 6/01). Такой вывод сделан в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373.

При этом нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (смотрите письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Согласно п. 49 Методических указаний, п. 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств, в частности находящихся в организации на праве хозяйственного ведения, погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Поскольку нормами ПБУ 6/01 не установлено иное, на стоимость указанного объекта необходимо начислять амортизацию в бухгалтерском учете унитарного предприятия в установленном порядке.

Таким образом, начисление амортизации возможно не ранее момента ввода объекта, полученного от собственника, в состав основных средств, то есть после наделения унитарного предприятия правом хозяйственного ведения в отношении рассматриваемого объекта.

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п.п. 21, 22 ПБУ 6/01, п.п. 61, 62 Методических указаний, письмо Минфина России от 02.06.2006 N 07-05-06/135 "Об амортизации основных средств").

Сроком полезного использования называется период, в течение которого использование объекта ОС приносит доход организации (абзац седьмой п. 4 ПБУ 6/01, абзац четвертый п. 2 Методических указаний). Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта ОС определяется унитарным предприятием самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из технических характеристик объекта, его физического износа, предполагаемого режима эксплуатации (смотрите п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний). Для целей бухгалтерского учета может использоваться "Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация ОС).

Согласно п.п. 5, 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) возмещение стоимости ОС, осуществляемое в виде амортизационных отчислений, считается расходами по обычным видам деятельности.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (последний абзац п. 16 ПБУ 10/99).

Способы начисления амортизации перечислены в п. 18 ПБУ 6/01, а также в п. 53 Методических указаний.

Согласно п. 24 ПБУ 6/01 амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Суммы начисленной амортизации по объектам ОС отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете (п. 25 ПБУ 6/01) - по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу.

 

 

К сведению:

 

Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, а также муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны соответствующего публично-правового образования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Учет имущества казны, как правило, осуществляется на балансе исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, на который возлагаются функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (смотрите, например, письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56).

"Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, предполагается возобновление начисления амортизации только после выбытия основных средств из состава имущества казны при передаче их организациям госсектора или другим правообладателям.

Имущество, переданное на хранение, не является выбывшим из состава имущества казны. Поэтому оснований для начисления амортизации по этому имуществу не возникает ни у администрации, осуществляющей учет имущества казны, ни у организации, у которой это имущество находится на хранении.

 

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Графкин Олег

 

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав