Новости

« Назад

Сенаторы начали работу над законопроектом, разрешающим интернет-торговлю алкоголем 13.07.2017 09:45

Об этом заявил вчера заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виталий Шуба. Сейчас, напомним, по общему правилу, дистанционная продажа алкогольной продукции запрещена (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612).

Тем не менее, невзирая на этот запрет, многие недобросовестные предприниматели осуществляют торговлю алкоголем через интернет-магазины. Так, по данным, озвученным президентом Ассоциации компаний интернет-торговли Алексеем Фёдоровым, около 3 тыс. сайтов по всей стране нелегально распространяют алкогольную продукцию. "Самая большая проблема в том, что, говоря о дистанционной продаже, мы, как правило, подразумеваем именно сайты, но забываем про соцсети и мессенджеры. В одних только социальных сетях мы насчитали не менее 100 групп с общей численностью подписчиков более 1,5 млн человек, посвященных продаже алкоголя, в том числе продаже алкоголя в канистрах (суррогат). И пока мы не решим вопрос с соцсетями и мессенджерами, ни о каком запрете на торговлю алкоголем в Интернете и речи быть не может", – убежден он.

"Запрет на дистанционную продажу алкоголя в любом случае не работает – нельзя не признавать очевидное. А раз так, надо подумать над альтернативным механизмом – если уж нельзя запретить, нужно хотя бы отрегулировать", – считает заместитель начальника Контрольно-финансового Управления ФАС России Наталия Исаева. Ведомство, по ее словам, однозначно поддерживает инициативу снятия запрета на интернет-торговлю алкоголем.

"Если говорить об интернет-торговле алкогольной продукцией, мы считаем, что от этого не уйти, это сегодня востребовано населением, – отметил Виталий Шуба. – Я сейчас не могу однозначно сказать, какие законы необходимо будет принять для того, чтобы разрешить дистанционную торговлю алкоголем, но должен быть базовый закон, который будет регулировать этот вид торговли". По его словам, сенаторы уже приступили к работе над таким документом, однако подготовка законопроекта будет напрямую зависеть от одобрения депутатами других инициатив, представленных членами Совета Федерации.

Так, например, один из законопроектов предлагает установить уголовную ответственность за незаконное производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за неоднократную незаконную ее продажу. 5 июля проект закона был принят во втором чтении. А другой законопроект принятый пока только в первом чтении, предусматривает внесение поправок в более широкий круг законов, касающихся регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, предлагается во внесудебном порядке блокировать сайты, распространяющие информацию о розничной продаже алкогольной продукции.

Алексей Фёдоров опасается, что одобрение инициативы о блокировке сайтов в таком виде может привести к серьезным злоупотреблениям, и советует прежде провести четкую грань между алкогольной и спиртосодержащей продукцией. "Предположим, какой-то крупный интернет-магазин торгует парфюмерией и косметикой, в том числе спиртосодержащими духами элитной торговой марки – и из-за этого может быть заблокирован весь сайт компании с многомиллиардным оборотом. Это возможно? В буквальном прочтении законопроекта, да, возможно. Нормально ли это? Конечно же, нет", – рассудил эксперт.

А Наталия Исаева видит во введении внесудебной блокировки риск искажения конкурентной среды – в том случае, если со стороны чиновников, отвечающих за блокировку сайта, будут допущены злоупотребления.

"От такого волюнтаризма может спасти исключительно лицензирование дистанционной интернет-торговли спиртосодержащей продукции. Сайт, у которого есть лицензия, не может быть в досудебном порядке заблокирован", – предложил Фёдоров. При этом лицензирование не должно быть единственным критерием при решении вопроса о блокировке сайта, добавила представитель ФАС России. "Даже компания, имеющая лицензию, может продать товар, который не учтен в ЕГАИС, – это сейчас крайне маловероятно, но возможно. У нее есть лицензия, это условие она выполнила, но закон тем не менее нарушен. Значит, должны быть и другие критерии, при которых сайт может быть заблокирован внесудебно", – отметила Наталия Исаева.

Однако одной только досудебной блокировки сайтов-нарушителей, по мнению Виталия Шубы, крайне недостаточно, если говорить о разрешении дистанционной торговли алкоголем – необходимо полностью отрегулировать весь процесс. "Мы будем проводить широкую консультацию с привлечением экспертного сообщества, IT-сообщества, федеральных экономических ведомств и Минздрава России, чтобы предложить более выгодный законопроект и чтобы будущий закон был работающим. Мы уже начали работу над этим", – отметил он.

Поддерживая легализацию интернет-торговли алкоголем, Фёдоров предложил при разработке законопроекта прописать обязанность владельцев сайтов размещать на главной странице информацию, аналогичную той, что размещают в "уголке потребителя" магазины (куда обращаться в случае тех или иных нарушений, какой предприниматель осуществляет торговлю в этой торговой точке и др.).

А Наталия Исаева попросила не забывать, что в процессе продажи алкогольной продукции есть не только продавец, но и покупатель. "Нужно сконцентрироваться на создании среди покупателей культуры потребления, в том числе покупки алкогольной продукции. Чтобы при поиске минимальной цены покупатель задумывался и о последствиях в виде возможного отравления, и о том, что продавцы не всегда честно действуют, – подчеркнула она. – Если в обществе будет выработано нетерпимое отношение к неправильной торговле алкоголем, мы от этого только выиграем".

Кстати, добавила Исаева, в связи с введением в розничную продажу ЕГАИС вопрос проверки потребителем качества алкогольной продукции стал решаться гораздо легче. Росалкогольрегулированием было разработано бесплатное мобильное приложение "Антиконтрафакт Алко", которое позволяет отсканировать акцизную марку на конкретной бутылке или штрих-код на чеке и, если товар находится в ЕГАИС, получить информацию о напитке (где, когда и кем он изготовлен, кто имеет право его реализовать и т. д.). Таким образом можно проверить легальность продукции.

Источник: ГАРАНТ.РУ