Новости

« Назад

Президиум ВС РФ утвердил обзор судебной практики по применению законодательства о госзакупках 29.06.2017 16:15

Президиум Верховного Суда Российской Федерации подготовил обзор судебной практики по применению законодательства о госзакупках, включив в него 43 наиболее важных позиции,  из которых: 

  • 8 касается заключения госконтрактов; 
  • 11 – их исполнения, изменения и расторжения; 
  • 5 – поставки товаров и оказания услуг в отсутствие госконтракта; 
  • 9 – обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов, а также обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта;
  • 7 – ответственности за нарушение госконтрактов;
  • 3 – контроля в сфере закупок (обзор Президиума Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

ВС РФ отметил, что включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением правил описания объекта закупки (ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее – закон о госзакупках). В то время как указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, отвечающих его потребностям и необходимых с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. 

Кроме того, Суд напомнил, что при проведении госзакупок в один лот возможно включение технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг. 

Также ВС РФ указал, что по общему правилу стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по госконтракту, если такая возможность не установлена законом и заключенным контрактом. При этом участники госзакупок не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. При отсутствии исключений законе о госзакупках такое условие будет ничтожным.

Помимо этого, приведена позиция о том, что в случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств по госконтракту допустимо взыскание с него штрафа за каждый случай нарушения. 

И, наконец, ВС РФ обратил внимание, что заказчик вправе оспорить в суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: ГАРАНТ.РУ